Таблица 1.
Характеристики «классической» структуры и аппарата управления, ориентированного на принятие решений.
Сравниваемая характеристика |
Классическая организация |
Механизм принятия решения |
Первичный элемент. |
Работа. |
Решение. |
Характер целей. |
Поддержание стабильности. |
Развитие, нововведения. |
Взаимодействие со средой. |
Закрытая. |
Открытая. |
Способность к адаптации. |
Жесткая. |
Гибкая. |
Учет неопределенности в процессе управления. |
Принятие детерминированных решений. |
Анализ риска, неопределенности. |
Контроль и координация. |
Вертикальные связи, иерархия. |
Горизонтальные связи. |
Для этого необходимо, прежде всего, оценить степень децентрализации в конкретной системе управления. Такая оценка может быть дана на основе коэффициента децентрализации решений КДР (Балабанов И.Т., 1992.), введенного в науку в конце 1980-х годов:
КДР =S/R
где: S — число решений, принятых на нижних уровнях иерархии;
R — общее число решений, принятых в организации за тот же период.
Чем ближе значение данного коэффициента к 1, тем выше степень децентрализации принимаемого управленческого решения.
Однако само по себе количество решений еще мало о чем говорит, поэтому коэффициент децентрализации должен быть дополнен оценками важности решений, принимаемых на нижних ступенях управления, и степенью самостоятельности последних.
Важность решений можно количественно оценить по затратам, связанным с их реализацией. Что касается степени самостоятельности, то ее можно оценить качественно, основываясь на характере взаимоотношений с вышестоящими уровнями (табл. 2).
Используя эту совокупность количественных и качественных показателей, можно довольно объективно оценить уровень децентрализации в организационной структуре управления. Определяя в организации наиболее рациональный уровень принятия тех или иных решений, необходимо принять во внимание следующие соображения.
Таблица 2.
Степень самостоятельности принимаемых решений.
Степень самостоятельности |
Характеристика. | |
1 |
Невысокая |
Необходимость предварительного согласования с вышестоящем уровнем. |
2 |
Средняя |
Высшая ступень иерархии должна быть информирована о принятии решения. |
3 |
Высокая |
Самостоятельное принятие решения с периодическим контролем вышестоящих уровней управления. |
Информационный аспект. На каком уровне иерархии существуют наиболее благоприятные условия с точки зрения оперативности и качества решения? Этот фактор требует предоставления полномочий тому уровню, который обладает максимумом оперативной информации по данной проблеме. Вместе с тем необходимо, чтобы решение не только принималось быстро, но и обладало высоким качеством. А так как качество решения во многом определяется качеством информации, использованной для его разработки, то это также требует наделения полномочиями того уровня, который обладает наиболее объективной, достоверной, не искаженной многочисленными передачами информацией.
Экономический аспект. Означает необходимость учитывать:
- наличие необходимых для реализации решения ресурсов;
- материальную мотивацию работников соответствующих подразделений в принятии и реализации оптимального (с точки зрения интересов организации в целом) решения.
Начну, естественно, с ресурсной базы предприятия, необходимой для реализации принимаемого решения. Мною уже было изложено выше о многообразии ограничений, связанных с реализацией принимаемого управленческого решения. К базовым принято относить временные ограничения (временные затраты) и материальные (в основном это затраты на получение необходимой информации, а также издержки, связанные с устранениями внешних и внутренних дефектов).
Мотивация же, в свою очередь, является движущей силой в процессе принятия управленческого решения для достижения обратных связей после его реализации. По средствам мотивации работников на предприятии зачастую достигается синергетический эффект, следствием которого может являться улучшение взаимопонимания руководителя и подчиненных, что сказывается, в первую очередь, на качестве и эффективности принимаемых им решений.
Социальный аспект. Современная организационная культура предполагает участие работников организации в принятии решений и формирование демократического стиля руководства.
Как видим, информационный и социальный аспекты принятия решений требуют децентрализации процессов принятия решений, однако экономический фактор — ресурсы, находящиеся, как правило, в распоряжении менеджеров высшего уровня, может сделать это невозможным. Поэтому, формируя структуру управления, необходимо не только четко определить в ней центры принятия решений, но и наделить их соответствующими ресурсами, обеспечивающими выполнение принимаемых решений. В этом случае вышестоящая ступень иерархии распоряжается уже не всеми, а лишь определенными резервными ресурсами. Кроме того, необходимо использование методов мотивации, побуждающих работников каждого уровня управления стремиться к максимально самостоятельному решению проблем, находящихся в их компетенции и наиболее эффективному использованию ресурсов.
Эффективность, конечный результат управленческой деятельности во многом обусловлены качеством принимаемых решений (К. Янкер, Б. Армельст 2003.), так как они определяют стратегию и тактику управляющего воздействия, разрабатывает процесс исполнения принятых решений. Лучшим можно считать решение, в процессе выполнения которого будет минимальное число корректировок.