К сожалению, методология Калпа и его соавторов не получила распространения. В данной работе мы будем исходить из предпосылки, что у агентов уже сформировано отношение к риску, в этом случае более логично использовать в качестве отправного пункта доверительный интервал, т.е. методику VaR. Поскольку показатель VaR первоначально использовался в работе финансовых институтов, с его помощью невозможно полностью описать менее гибкие движения товарного рынка, однако он позволяет объединять огромное количество рыночных факторов, что особенно необходимо для оценки рыночного риска.
В момент своего появления в 1994 г. концепция VaR представляла собой в первую очередь инструмент измерения рисков и констатации величины возможного ущерба. На базе этой концепции многие финансовые и нефинансовые организации построили модель риск-менеджмента, которая была способна агрегировать все риски в одной величине, отражавшей перспективы компании. С тех пор данный показатель эволюционировал в нечто большее, чем просто количественное выражение риска. Компании научились использовать VaR для контроля рисков. Они отслеживают глобальную подверженность рискам с учетом разнообразия производственных единиц, могут выделить области, где риски наиболее высоки, и принять меры по снижению уровня неопределенности.
Таким образом, VaR — инструмент активного управления рисками. С его помощью компании определяют оптимальное соотношение риска и доходности. Системы VaR помогают выявить самые конкурентоспособные направления, а также те сферы деятельности, которые позволяют нарастить скорректированную на риск стоимость.
До того, как методика VaR вошла в широкую практику, найти подобный «компромисс» было достаточно сложно.
С помощью концепции VaR удалось реформировать применение прежних моделей, например системы показателей результативности, соотнесенных с риском (Risk-Аdjusted Performance Measures, RAPM). Модифицированная модель RAPM позволяет менеджерам корректировать поведение фирмы с учетом риска, VaR позволяет сравнить действия с разным уровнем риска. До внедрения VaR величину RAPM рассчитывали следующим образом:
где под экономическим капиталом понимается рисковый капитал, необходимый для покрытия всех известных компании рисков. Внедрение VaR позволило произвести декомпозицию капитала с учетом разнообразных риск-факторов:
где i — каждая отдельная производственная единица или операция.
Таким образом, любой бизнес может быть разложен на этапы: запуск нового продукта, строительство дополнительного объекта, смена поставщика и т.д.
Для принятия решений менеджеры часто используют предельное значение RAPM, характеризующее прирост прибыли по отношению к приросту VaR и наглядно отражающее рентабельность той или иной сделки:
Данный подход направлен на ограничение риска, которому подвергают себя компании. Каждое решение должно быть «скорректировано» на риск и продиктовано необходимостью поиска разумного баланса между прибылью и соответствующим риском. Благодаря концепции VaR такой баланс обрел конкретный показатель, доступный для понимания и несложный в расчетах, позволяющий менеджерам однозначно определиться с выбором дальнейшей стратегии компании.
Кроме того, показатель VaR нашел широкое применение в инвестиционном менеджменте благодаря своей ориентации на перспективу. Фирмаинвестор, сравнивая различные инвестиционные возможности, может определить, какой урон нанесут ей риски в будущем. Модель VaR позволяет не только оценить возможные потери, но и выстроить в результате моделирования различных ситуаций оптимальную стратегию хеджирования.
К примеру, если угледобывающая компания решает использовать опционы на покупку угля, чтобы обезопасить себя от излишней волатильности цен, модель VaR покажет, сколько компания отыграет за счет применения такой стратегии. Сравнив все затраты, фирма сможет решить, насколько данная стратегия целесообразна.
Условно говоря, компания принимает во внимание сразу две величины. Во-первых, необходимо узнать, насколько оправданны инвестиции:
где FI — чистая текущая стоимость от инвестиций (net present value of investment); E(RI) — прирост выручки, связанный с запуском инвестиционного проекта; CI — издержки на совершение инвестиций (сюда могут входить выплаты внешним инвесторам, упущенная выгода, транзакционные издержки и т.д.).
Во-вторых, величина VaR позволит рассчитать, насколько изменились максимально возможные потери компании в связи с запуском какого-либо проекта. Если речь идет о стратегии хеджирования, то таким образом можно проверить, в какой степени рассматриваемый вариант уменьшает угрозу непредвиденных расходов.
Универсальность показателя VaR значительно расширяет сферу его применения, любой проект компании может быть оценен с точки зрения соотношения риска и доходности. Тогда единственным фактором, определяющим решение о реализации проекта, становится степень принятия риска, или так называемый «риск-ап петит» компании.
Кроме того, VaR позволяет сравнивать различные варианты хеджирования между собой.
Так, при хеджировании процентного и валютного рисков компания может корректировать свои финансовые показатели в соответствии с выбранной стратегией хеджирования и таким образом получать различные показатели VaR.
Наименьшему VaR будет соответствовать наилучшая стратегия. Точно так же можно моделировать более сложные стратегии хеджирования, одновременно затрагивающие несколько рыночных факторов, и, сравнивая их VaR, принимать окончательное решение о том, какую политику реализовывать.
В научной литературе нет однозначного ответа на вопрос, оказывает ли хеджирование прямое влияние на стоимость фирмы. Попробуем разобраться, для чего компании прибегают к хеджированию и какой стратегический результат это приносит.
С целью выявления числовой зависимости между хеджированием и изменением рыночной стоимости компании проводилось немало исследований. Джордж Аллаяннис и Джеймс Вестон [1] указывают на положительную связь между хеджированием валютных рисков и стоимостью компании. В качестве прокси-переменной исследователи использовали коэффициент Q Тобина. Выборка состояла из 720 крупнейших американских нефинансовых компаний и охватывала период с 1990 г. по 1995 г. В ходе исследования было обнаружено, что размер выигрыша от использования валютных деривативов составлял 4,87% от общей стоимости, что является статистически и экономически значимой величиной. В то же время Филипп Джорион [6] не обнаружил явной корреляции между хеджированием и стоимостью компаний нефтяной и газовой отрасли. В качестве объясняющей переменной регрессии он использовал степень «хеджированности» товарных рисков, а в качестве главной — чувствительность цены акции к изменению цен на нефть и газ. Оказалось, что связь между этими величинами не подтвердилась эконометрически. Полученный результат можно объяснить тем, что в данных отраслях фирмы не стремятся хеджировать товарные риски, т.к. зачастую эти риски являются источником экстраприбыли. Более того, в большинстве случаев такие фирмы сами являются крупными игроками на рынке и могут спекулировать на ценах своей продукции.