Введение
Коммуникации играют сегодня важную роль. Рабочий день большинства деловых людей и чиновников Беларуси, проводящих значительную часть времени в офисах, начинается примерно одинаково. Первым делом, еще до всевозможных совещаний и планерок, они включают компьютер. Однако не только для работы с документами или подготовки отчета. Теперь, загрузив ПК, пользователь сначала совершает одну и туже привычную операцию - подключается к Интернету.
Узнать о самых последних событиях на новостных сайтах, отправить договор по электронной почте деловому партнеру - вот новые занятия, которые многие занимаются каждое утро благодаря развитию телекоммуникаций.
Именно современные информационные технологии, с одной стороны, упростили нашу жизнь, с другой - резко повысили ее ритм. Более того, достижение нынешних успехов в белорусской экономики во многом определила телекоммуникационная отрасль.
В настоящее время она полностью соответствует мировому уровню: скорости, качество связи, устойчивость соединения с Интернетом в Беларуси ничуть не хуже, чем в Западных странах.
Сеть передачи данных, благодаря которой мы имеем доступ во "всемирную паутину", к электронной почте, удаленным базам данных, построенная по всей стране национальным оператором электросвязи Белтелеком, способно обеспечить любые потребности в передачи информации.
Информационные технологии играют так же важную роль в деле дебюрократизации и внедрения принципа "одного окна". Чем больше граждан будут иметь постоянный доступ в Интернет, тем меньше им придется стоять в очередях за справками и разрешениями.
Теоретическая часть
Коммуникации являются одной из двух связующих функций менеджмента. Без циркулирования информации управление вообще невозможно.
Информация - это данные, несущие новизну и полезность. Это основное условие конкурентной способности организации. Руководителя интересует информация о физических и юридических лицах, передовой технологии, Экономической и финансовой ситуациях. Понятие " информация " имеет смысл лишь при наличии источника (информатора) и получателя. Информация - это преобразованные в определенном контексте данные, представляющиеся содержательными и полезными для конкретных пользователей.
В современных условиях информация превратилась в важнейший интеллектуальный ресурс, целенаправленная обработка которого, называемая информационной технологией позволяет резко повысить обоснованность и эффективность применяемых методов экономического развития на уровне предприятия, региона, страны. Специалист экономического профиля (предприниматель, банковский служащий, работник управленческих отделов государственного предприятия) может рассчитывать на перспективы успешной деятельности только в том случае, если имеет представление о сущности, особенностях и возможностях информационной технологии, а также обладает хорошими практическими навыками ее использования.
При рассмотрении информации используют показатели: объем, достоверность, ценность, насыщенность, открытость.
Объем информации определяется символами, числом знаков, букв и т.д. Объем воспринимаем информации о каком-либо объекте характеризуется символьным объемом, количеством текста, графиков, рисунков, временем получения и анализом информации.
Достоверность информации - это показатель соответствия полученных сведений реальным. Чем меньше звеньев принимает участие в передаче информации, тем выше ее достоверность. Искажение может произойти по объективным и субъективным причинам.
Ценность информации может рассматриваться с двух позиций: ценность для получателя по отношению к будущей прибыльности (потребительская ценность) и ценность с точки зрения понесенных затрат. Информация в отличии от товара при передаче остается и у источника (продавца).
Насыщенность информации - это соотношение полезной и фоновой информации. Фоновая информация нужна для лучшего восприятия полезной информации через улучшение эмоционального восприятия, настройки внимания, подчеркивания ценностей. Если фоновая информация отсутствует, то информация воспринимается как "сухая". При обилии фоновой информации говорят, что в ней много "воды".
Открытость информации характеризует возможность ознакомления различным группам людей. Секретная информация предоставляется только ограниченному кругу работников предприятия. Конфиденциальная информация может быть передана достаточному большому кругу работающих на данном предприятии, но с условием сохранении ее тайны от работников других предприятий.
Внедрение техники и технологии в сферу обработки информации привело к повышению производительности, сравнимому с тем, которое дали стандартизация и сборочные конвейеры в производстве в начале промышленной революции. Эффективность деятельности предприятия определяется правильностью принимаемых управленческих решений. Отсутствие либо недостаток необходимой информации оказывается главной причиной ошибок менеджеров.
Если источником сообщения выступает субъект управления, то говорят об управленческой информации.
Управленческую информацию различают как:
исходную, она кладется в основу принятия решений;
организационную, она используется при реализации решений;
регулирующую, она сопровождает управленческое решение и существует в виде определенных правил, предписаний, норм, рекомендаций;
учетно-контрольную, она используется на завершающем этапе управленческого цикла.
Управленческую информацию классифицируют по различным принципам:
характеру управленческого реагирования (требующая срочных решений, предназначенная для будущих решений);
форме представления (документ, устно, компьютерным способом и т.д.);
времени появления (оперативная, суточная, месячная, годовая и т.д.);
уровню доступности (секретная, внутренняя, внешняя);
функциональному назначению (плановая, финансовая, техническая, маркетинговая и т.д.);
принадлежности к объекту управления (агрегат, участок, цех, предприятия и т.д.);
степени обобщения в управленческом процессе (первичная, производная, итоговая и т.д.).
Служба информационного обеспечения предприятия решает множество задач, но важнейшими являются:
ранжирование поступающей в фирму информации;
экстренное оповещение менеджеров;
сбор текущей информации о состоянии фирмы, ее подразделений и ресурсов;
оценка тенденций и состояния фирмы, ее подразделений и ресурсов;
контроль ресурсов через заданные лимиты и темпами потребления;
анализ структуры запасов материальных ценностей и финансов;
контроль движения заказов по структурным подразделениям фирмы;
поддержание справочной системы руководителей;
ведение электронного архива;
поддержание экспертных систем для принятий решений руководителями;
подготовка отчетных и плановых документов;
поддержание системы контроля исполнения распоряжений;
обработка информации по стандартным алгоритмам;
поддержание электронной почты.