Введение
Тема нашего реферата - информационные системы управления муниципальной недвижимостью.
В последнее время одной из самых актуальных считается проблема повышения эффективности системы управления экономикой, в том числе и сферы управления недвижимым имуществом. Эту сферу муниципальные органы имеют возможность регулировать непосредственно.
Недвижимость составляет значительную часть государственной и муниципальной собственности, а управление недвижимостью является относительно новым для России видом деятельности.
Необходимое условие функционирования рынка недвижимости - наличие информационной инфраструктуры, обеспечивающей субъекты рынка актуальной, полной и достоверной информацией.
Целью данной работы является изучение информационных систем управления муниципальной недвижимостью.
К задачам можно отнести рассмотрение следующих вопросов, как:
- Понятие муниципальная недвижимость;
- Основы функционирования рынка недвижимости;
- Информационные системы управления муниципальной недвижимостью: состав и основные задачи;
-Основные направления информатизации процесса управления недвижимостью;
- Принципы создания ИС управления недвижимостью;
- Информация, используемая для управления недвижимостью;
- Информационная система регистрации недвижимости.
Необходимо отметить, что словосочетание «муниципальная недвижимость» (в отличие от входящих в ее состав понятий «недвижимость» и «муниципальный») прямо в законодательстве не используется, а значит нуждается в пояснении.
Муниципальную недвижимость следует рассматривать как вид недвижимого имущества. Однако, если деление недвижимости на конкретные объекты - земельные участки, здания, сооружения и пр. происходит, как правило, по материальному критерию (наличие их неразрывной связи с землей), то муниципальную недвижимость можно выделить из «просто» недвижимости по субъекту осуществления прав собственности на данный объект.
Согласно п. 2 ст. 212 Гражданского кодекса РФ, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц (частная недвижимость), Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (государственная недвижимость), муниципальных образований (муниципальная недвижимость).
Основываясь на приведенной норме, муниципальную недвижимость коротко можно охарактеризовать как недвижимость, принадлежащую на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, под муниципальной недвижимостью подразумеваются различного рода сооружения, жилые и нежилые комплексы, инженерные коммуникации, находящиеся в ведении муниципальных образований.
Правами по управлению муниципальной недвижимостью обладает не государство, в лице своих органов, а общественная самоуправляющаяся структура, действующая либо непосредственно через входящее в ее состав население, либо посредством создаваемых органов - органов местного самоуправления.
В этом году наметилась тенденция передачи всей муниципальной собственности в управление частных компаний. Однако многие считают, что контроль над недвижимостью все равно получат чиновники, что, в конечном счете, узаконит их прибыль при сдаче помещений в аренду.
Информационные системы управления муниципальной недвижимостью
Необходимым условием функционирования рынка недвижимости является наличие информационной инфраструктуры, обеспечивающей
субъекты рынка актуальной, полной и достоверной информацией о структуре спроса и предложения на объекты рынка, о «правилах игры» на рынке.
Основными источниками информации могут быть:
♦ федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации;
♦ информация, полученная от официальных и неофициальных лиц, официальные и неофициальные материалы органов власти и корпораций;
♦ заявки продавцов и покупателей, лиц, желающих обменять один объект недвижимости на другой;
♦ средства массовой информации.
ИС управления муниципальной недвижимостью включает:
♦ взаимосвязанный комплекс моделей и программ, обеспечивающих функционирование системы;
♦ информационный фонд — совокупность баз данных, используемых потребителями информации.
Информационные системы управления муниципальной недвижимостью разрабатываются на основе интегрированной базы данных по имеющимся площадям, которая позволяет комплексно управлять деловыми процессами, связанными с недвижимостью.
К основным задачам, решаемым ИС управления муниципальной недвижимостью, относятся:
♦ информационная поддержка федеральных, муниципальных органов, предприятий, учреждений и организаций, использующих государственное и муниципальное недвижимое имущество, в управлении недвижимостью;
♦ выдача структурированной информации по запросам пользователей;
♦ создание банка данных по недвижимости и обеспечение участников рынка необходимой информацией.
К основным направлениям информатизации процесса управления недвижимостью можно отнести следующие:
1) Информационное обеспечение аренды.
2) Страхование и оценка стоимости недвижимости.
3) Управление дебиторской задолженностью.
4) Капитальный ремонт и реконструкция.
5) Текущий ремонт и эксплуатация.
6) Капитальное строительство.
По всем этим направлениям создаются базы данных информационных систем управления недвижимостью.
Основные направления можно видеть на рисунке 1.
|
Рис. 1. Основные направления информатизации процесса управления недвижимостью
При создании ИС управления недвижимостью следует руководствоваться следующими принципами:
♦ использование унифицированных форматов обмена данными, разработанных на базе международных и российских стандартов;
♦ модульность;
♦ оптимальное сочетание централизации и децентрализации обработки информации;
♦ информационная открытость в сочетании с принципом защиты информации от несанкционированного доступа;
♦ контроль целостности данных;
♦ поддержка современных компьютерных технологий;
♦ исключение дублирования информации в разных БД.
Информация, используемая для управления недвижимостью, может включать следующие составляющие: