· соблюдение адресности информации;
· устранение неразберихи в получении информации и ее использовании;
· расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка.
Основные принципы построения информационной системы:
· иерархия (подчиненность задач и использования источников данных);
· принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях);
· избыточность (построение с учетом не только текущих, но и будущих задач);
· конфиденциальность;
· адаптивность к изменяющимся запросам;
· согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации);
· открытость системы (для пополнения данных).
Информационная функция — целенаправленный специализированный вид управленческой деятельности, генерируемый информационной системой и характеризующийся однородностью действий с информацией любого вида.
Информационная сеть — совокупность компьютерно-программных средств и пользователей информационных ресурсов, объединенных единым информационным каналом с целью эффективной обработки и передачи информационных потоков.
Информационная логистика обеспечивает две стороны общего логистического процесса: оптимизацию и интеграцию каждого основного и его обслуживающих потоков по горизонтали, синхронизацию и интеграцию процессов управления по вертикали.
Горизонтальная интеграция материального потока и информационного обслуживания в логистической подсистеме дает возможность связать воедино информацию и обеспечить ею материальный поток в логистической цепи поступления товара и сырья, предварительной их обработки, монтажа, проверки и сбыта. Горизонтальная интеграция, кроме всего прочего, позволяет органично связать материальные и товарные потоки с общей системой планирования и управления на уровне организации. Наличие подобной связи в идеальном случае дает возможность добиться того, чтобы ни одно соответствующее решение о производственном процессе не могло быть принято и реализовано без соотнесения его с общей стратегией и целями организации.
Вертикальная интеграция логистической информационной системы заключается в связи и воздействии друг на друга различных уровней в иерархии управления организацией, начиная со структур стратегического планирования развития организации и кончая уровнем оперативного руководства отдельными производственными участками.
Вертикальная интеграция охватывает все уровни как прямыми (сверху вниз), так и обратными (снизу вверх) связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную информацию о состоянии отдельных элементов производства и оперативно реагировать на происходящие изменения.
С другой стороны, подобная система может быстро влиять на производственные процессы с целью:
а) обеспечения выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий момент;
б) реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей;
в) стабильного поддержания высокого качества.
Например, автомобильная промышленность развитых стран (область машиностроения, где очень высока конкуренция) может в кратчайшие сроки удовлетворять запросы покупателя не только на партию автомобилей, но и на отдельный автомобиль. Это достигается изменением многих параметров, как в отделке автомобиля, так и в его конструкции, благодаря поступлению оперативной информации, начиная с уровня заказа на продукцию и заканчивая уровнем его конкретного выполнения.
В качестве примера применения информационной логистики можно взять торговлю. Ведение новой техники в стандартные информационные системы, решающие коммерческие задачи, увеличило полезность и доступность информации. Такие технические средства, как кассовые терминалы, устройства считывания штриховых кодов и оптические сканеры, не только помогают более целенаправленно использовать большое количество информации, но и позволяют контролировать повседневную деятельность компаний, предоставлять больше услуг их заказчикам.
Информационные системы терминалов, обслуживающие большое количество магазинов розничной торговли, обеспечивают эти магазины информацией о покупках, по мере того как они совершаются. Для обновления информации о получении и реализации конкретных товаров в супермаркетах повсеместно используются сканеры для считывания штриховых кодов непосредственно с товаров. Информационные системы магазинов и специальные пакеты программ позволяют магазину планировать распределение ресурсов с учетом их движения, графика завоза товаров и распоряжений на пополнение ассортимента.
С помощью таких пакетов программ можно решить задачи относительно большого объема распределения товаров для разветвленной сети торговых точек.
Преимущества этой информационной системы выражаются:
· в улучшении показателей обслуживания клиентов за счет доставки товаров в четко обусловленное время,
· в снижении затрат фирмы на учет товарной массы,
· в сокращении и рациональном использовании складских площадей,
· в контроле за моральным старением товаров и их уценкой,
· в сокращении затрат на перевозки (более низкие страховые налоги, меньший процент повторных заказов).
На современном этапе развития информационной логистики ставится следующая задача: на базе повсеместного внедрения информационных логистических систем создать интегрированные автоматизированные системы управления логистическим процессом и тем самым обеспечить гибкое реагирование производства на потребности рынка, минимизировать издержки и получить дополнительные преимущества в конкурентной борьбе за покупателя.
В основе процесса управления материальным потоком лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. Необходимым условием согласованной работы всех звеньев логистической цепи является наличие информационных систем, которые подобно центральной нервной системе, в состоянии быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент. Одним из важнейших условий успешного функционирования производства в целом является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность (снабжение, производство, транспорт, складское хозяйство, распределение и т.д.) и управлять ею исходя из принципов единого целого. На современном уровне развития общественного производства стало очевидно, что информация – это самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности фирм. Потоки информации являются теми связующими нитями, на которые нанизываются все элементы логистической системы.
Информационная логистика организует поток данных, сопровождающий артериальные потоки, занимается созданием и управлением информационными системами, которые технически и программно обеспечивают передачу и обработку логистической информации. Предметом изучения информационной логистики являются особенности построения и функционирования информационных систем, обеспечивающих функционирование логистической системы. Целью информационной логистики является построение и эксплуатация информационных систем, обеспечивающих наличие: