В России нормативно-правовую базу деятельности 3PL-провайдера составляют нормы организации транспортно-экспедиторских (глава 41 ГК РФ) и агентских (глава 52 ГК РФ) услуг. Согласно договору транспортной экспедиции между экспедитором (оператором) и клиентом, первый обязуется за соответствующее вознаграждение выполнить или организовать выполнение определенного набора услуг, связанных с перевозкой и обработкой груза. Согласно условиям агентского договора, транспортный агент обязуется за вознаграждение и за счет принципала совершать юридические и иные действия. Таким образом, оба договора предоставляют право экспедитору и агенту экспедитора совершать неограниченное число юридических сделок, связанных с транспортно-логистическим обслуживанием потоков ВЭД. Наборы услуг и формы экспедиторских договоров регламентированы Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», выполнение которого, к сожалению, в РФ не контролируется государством и, как следствие, имеет чисто информативный характер. В развитых странах деятельность экспедиторских и агентских компаний, наоборот, находится под жестким контролем государственных ведомств и, как следствие, подробно регламентирована.
Развитие транспортно-экспедиторских норм, появление функционала оператора (провайдера) логистических услуг, объединяющих услуги экспедитора, агента, владельца средств перевозки и обработки груза и других сервисных субъектов, привели к тому, что появилась возможность заключать договоры экспедиции одновременно с разными сторонами, участвующими в коммерческой сделке (п. 2 ст. 164 ГК РФ), 3PL-провайдер может совмещать в одном лице функции экспедитора-грузоотправителя, экспедитора-грузополучателя и транспортного агента перевозчика. При этом деятельность экспедитора является универсальной и не ограничивается отраслевыми рамками. Агентирование, наоборот, не может быть многоотраслевым и представляет собой узкоспециализированный, профессиональный функционал. Интеграция экспедиторских и агентских функций, а также современные тенденции развития мировой экономики обусловили появление на внешнеэкономическом рынке глобальных универсальных операторов – крупнейших компаний с численностью персонала от двух тысяч человек и более, располагающих разветвленной сетью филиалов и дочерних предприятий. 4PL-провайдер – это именно тот уровень интеграции всех участников цепи поставок, который позволяет управлять сетевой логистикой, координировать взаимодействие звеньев цепи на основе эффективной информационной системы, управляющей потоками материалов и ресурсов. Уровень интеграции логистических услуг с консалтинговыми, юридическими и иными услугами позволяет организовать максимально эффективное управление всем комплексом процессов ВЭД. Безусловно, такой уровень управления и интеграции возможен только при наличии четко функционирующего и отлаженного нормативно-право во го поля логистики ВЭД, однозначных технологических и информационных стандартов при использовании сертифицируемых и лицензируемых организационных и технологических компонентов. Обладая широкой корреспондентской структурой, громадным парком собственных транспортных средств, оборудованием, технологическими системами в крупных узлах международных транспортных коридоров, такие компании превратились в транснациональные международные монополии. Они фактически определяют политику, технологию и ценовые ограничения на международных рынках транспортно-логистических услуг.
Несовершенство отечественной нормативно-правовой базы в области транспортной экспедиции: неоднозначность норм, отсутствие механизмов сертификации и лицензирования транспортно-экспедиторских услуг – приводит к многочисленным нестыковкам в рамках цепей поставок. Если, ко всему прочему, учесть, что пока никто не проводил серьезного и фундаментального изучения компонентов внешнеэкономической логистики, то можно утверждать, что в настоящий момент однозначного восприятия и толкования основополагающих понятий логистики ВЭД не существует.
Например, часто используемые термины «транспортно-логистический комплекс», «транспортно-логистический терминал», «транспортно-логистический центр», «логистический транспортный центр» (можно продолжать и далее, добавляя «региональный», «межрегиональный» «таможенный») не имеют четкого и однозначного определения. Употребляя их, подразумевают в первую очередь строительство (зданий, терминалов, комплексов и пр.) определенной пространственной конструкции. Она наполняется соответствующим функционалом (складская зона, ремонтная зона, зарядная, склад временного хранения и пр.). Сервисная и технологическая часть работы логистических операторов отходит на второй план, часто ее вообще не рассматривают. В результате, несмотря на значительные затраты, мы получаем функционал 2PL-провайдера, оказывающего традиционный набор услуг по транспортировке и управлению складским комплексом.
Автор настоящей работы предлагает использовать понятие «транспортный логистический комплекс», используемое в официальных транспортных документах. Работа таких комплексов должна опираться на аутсорсинг логистических услуг, на интеграцию услуг международных экспедиторов, 3PL-провайдеров.
Концепция 3PL постепенно приобретает популярность в России, хотя, в силу недостаточной развитости отечественных транспортно-экспедиторских стандартов и, как следствие, традиционного недоверия отечественных компаний к долгосрочным аутсорсинговым соглашениям об оказании услуг с высокой добавленной стоимостью, она развивается не так быстро, как того требуют тенденции мировой экономики. В основном такое развитие идет за счет проникновения на российский рынок ВЭД транснациональных логистических операторов, 4PL-провайдеров, опирающихся на собственные корпоративные стандарты и организационно-технологические механизмы.
В большей степени такая тенденция является негативной для отечественного транспортно-логистического рынка. Она предопределяет использование российскими субъектами логистики ВЭД (экспедиторами, перевозчиками, агентами, портовыми операторами и пр.) хорошо отлаженных субподрядных схем отношений с западными компаниями. Данный подход ведет к перекосу транспортно-логистического рынка в сторону все большего использования западной логистической инфраструктуры в ущерб развитию национального рынка логистики ВЭД.
На современном этапе развития мировой экономики своевременная и достоверная информация о всех ключевых процессах ВЭД становится отдельным источником получения дополнительной прибыли. Сервисные информационно-технологические услуги по управлению заказами, процессами, ресурсами, услуги, связанные с обеспечением коммуникации, поиском и анализом информации, консалтинговые услуги представляют собой инновационный источник получения добавленной стоимости. Развитие интернет-ком ме рции, появление на ее основе системного аутсорсинга логистики добавленной стоимости, позволяющей снижать общие издержки и повышать качество обслуживания за счет создания единой информационной среды и организации сервисного взаимодействия по принципу одного окна, выявили новую перспективную тенденцию развития логистических операторов – возможное появление на рынке системных посредников пятого уровня – 5PL-провайдеров, или виртуальных логистических операторов.