Область управления отношениями с клиентами - самая проблемная. Очень немногие предприятия могут обеспечить индивидуальный подход к клиенту - проектирование продукции на заказ, прогнозирование его потребностей, оперативную реакцию на его запрос (например, «отгрузить продукцию 20-го марта и ни днем позже!»). В случае, когда предприятие не является монополистом, это может привести к потере клиентов - они просто уйдут к тому поставщику, который выполнит их запрос. Последствия очевидны.
Таким образом, можно выделить следующие общие проблемы систем управления производственными предприятиями:
· несогласованность и недостоверность данных в различных подсистемах,
· недостаточность данных для принятия управленческих решений,
· существенные пробелы в прогнозировании состояния внешней и внутренней среды предприятия,
· большое количество ручных операций и неоперативность предоставления информации руководству.
Подобные проблемы могут быть в большой степени решены при внедрении на предприятии интегрированной информационной системы, построенной в соответствии с современными методиками управления. Понимание этого руководителями предприятий и приводит к увеличению спроса на программные продукты такого класса.
В настоящий момент на российском рынке предлагаются такие известные информационные системы как Navision Attain и Navision Axapta. Почему мы отмечаем именно их?
Системы Navision Attain и Navision Axapta относятся к среднему классу - они достаточно просты в использовании, стоят существенно дешевле, чем R/3 или Oracle, быстрее настраиваются и внедряются. В то же время они предоставляют предприятию мощные функциональные возможности, использование которых в полной мере позволит руководству решить большинство стоящих перед ним задач.
Какие же управленческие возможности предоставляют пользователю системы Navision Attain и Navision Axapta?
Прежде всего, необходимо отметить, что данные системы были разработаны с использованием методологии ERP (Enterprise Resources Management), которая описывает нормативные процессы управления предприятием, принятые за рубежом. Поэтому в них охвачен практически весь цикл управления производственным предприятием и решены задачи интегрированности, взаимосвязи информации в различных подсистемах управления.
Автор книги "Задачи менеджмента в XXI веке" Питер Фердинанд Друкер – крупнейший современный исследователь менеджмента, один из основателей эмпирической школы. П. Ф. Друкер родился в 1909 г. в Вене, юридическое образование (гражданское и международное право) получил в Германии (Франкфуртский Университет), там же получил ученую степень доктора юридических наук. В 1937 г. эмигрировал из Германии в США. Был профессором общественных наук в Беннингтонском колледже, затем профессором Высшей Калифорнийской школы бизнеса, Нью-Йоркского университета.
П. Ф. Друкер поменял множество мест работы с тех пор, как 70 лет назад начал свою трудовую деятельность. Преподавательскую деятельность активно сочетал с консультационной деятельностью, являлся постоянным советником ряда корпораций США ("Дженерал Электрик", "Сирс", "Ай Би Эм").
В центре его внимания – предпринимательская деятельность, инновации, роль менеджеров в организации, организационные цели и логика формирования организационных структур. Является одним из создателей теории управления по целям, разработчиком метода кейс-стади, инициатором сравнительного исследования культур. По его мнению, специфике культуры соответствует особая формула успеха в бизнесе. Известен также как критик ряда положений школы человеческих отношений, называющий их концепции "психологическим деспотизмом", и исследователь наследия классической школы.
Согласно его концепции, общество – это глобальная организация, причем нынешняя стадия его развития обусловлена доминированием торговых отношений и определяется как "глобальный торговый центр".
Ему принадлежат ряд известных и широко используемых принципов и положений, например: определение менеджмента "как проблемной инициативы", а менеджера "как динамичного элемента любого общества". С его именем связаны тезисы: "децентрализация управления – способ упорядочения крупной организации", "оптимизация частных функций организации не ведет к оптимизации целого".
В рамках теории управления по целям деятельность по формированию и установлению системы целей и работы с ними рассматривается как главная задача менеджера, а система целей – как фактор, влияющий на структуру организации и обеспечивающий ее эффективное функционирование и долгосрочное развитие.
П. Ф. Друкер рассматривает управление по целям как необходимый элемент деятельности менеджеров в деловой организации и считает, что их основными функциями являются формирование целей и соотнесение с общими целями. Основываясь на представлении о деловой организации как о системе, имеющей множество потребностей, Друкер полагает, что менеджеры должны обязательно учитывать и отражать в формируемой на разных уровнях организации системе целей.
П. Ф. Друкер связывает возникновение системы целей с многообразием задач, решаемых менеджерами в разных секторах, а также с разнообразием потребностей различных социальных групп как внутри, так и вне организации, заинтересованных в ее деятельности. Он формирует два тезиса:
1. Менеджер не может эффективно управлять организацией, ориентируясь только на экономическую цель.
2. Работа по усовершенствованию системы целей и с системой целей необходима любым деловым организациям, поскольку их выживание и успешное развитие зависят от удовлетворения многообразных потребностей социальных групп.
Исходя из этого, П. Ф. Друкер формирует примерный перечень целей организации, связанных:
· с определением типа (типов) рынков, на котором она должна работать;
· с установлением типа продукта, выпускаемого на данный рынок;
· с определением уровня планируемой прибыли;
· с установлением типа и источника необходимых ресурсов;
· с отношением к нововведениям и допустимому риску;
· с удовлетворением потребностей персонала;
· с обеспечением общественного признания ее деятельности в более широком социуме;
· с развитием менеджмента как главного фактора организационного развития.
В рамках данной концепции работа с целями необходима для повышения эффективности деятельности и разработки долгосрочных стратегий развития организации. Содержание этой работы может быть сведено к выбору перечня целей, расстановке приоритетов в системе целей, "уравновешиванию" и "жонглированию" целями. Наконец, именно с соотнесениями реальных результатов с планируемыми (на основе созданной системы целей), а также с соотнесением целей между собой связывается оценка эффективности деятельности организации.
Рассматривая цели как планируемый результат деятельности организации, П. Ф. Друкер пытается определить задачи, решению которых способствует работа с целями: