Преимущества четко изложенного стратегического видения.
Стратегическое видение есть концентрированное мнение руководства о развитии компании в долгосрочной перспективе.
Стратегическое видение снижает риск случайных решений.
Оно выражает цели организации, стимулируя повышение производительности.
На его основе менеджеры среднего звена формируют цели и задачи своих подразделений; оно обеспечивает согласованность политики подразделений с общей политикой компании.
Стратегическое видение готовит организацию к будущему.
Если руководство компании понимает эти преимущества, можно считать, что первый этап постановки целей завершен успешно.
Постановка целей переводит теоретическую часть - выработку стратегического видения и направления развития компании - в плоскость практического применения. Цели представляют собой определенные результаты и итоги, которые необходимо достичь в указанные сроки. Пока планы развития и миссия компании не переведены в плоскость конкретных целей производительности, они остаются красивыми словами, яркими декорациями и бесплодными фантазиями. Опыт многочисленных компаний и менеджеров показывает, что в конкурентной борьбе побеждает компания, менеджмент которой ставит конкретные и измеримые цели и энергично добивается их выполнения, а проигрывают те, кто работает под девизом "буем стараться, а там посмотрим" и "сделаем все, от нас зависящее".
Цели - конкретные результаты и итоги, которые должны быть достигнуты к определенному сроку; тесно связаны со стратегическим видением и ценностями компании.
Ориентирами в деятельности компании служат лишь цели, определяемые в количественных или измеримых показателях и содержащие конкретные значения, которых необходимо достичь. При постановке целей надо указывать, кто отвечает за их достижение; желательно в качестве целей не использовать слова "достижение максимальной прибыли", "снижение издержек", "повышение эффективности", "увеличение объема продаж", которые не содержат ни количественных, ни временных границ. Точное определение целей в измеримых показателях с назначением ответственных за достижение этих показателей в установленное время, во-первых, позволяет избежать распыления усилий и определяет действия, необходимые для реализации стратегических решений, и, во-вторых, содержит показатели, по которым можно судить о производительности и развитии компании.
Какими должны быть цели компании?
Каждой компании необходимы стратегические и финансовые цели.
Цели необходимо ставить в каждой сфере, где важен результат'. Обычно говорят о двух ключевых областях - финансовой деятельности и стратегической деятельности. Достижение приемлемых финансовых показателей жизненно необходимо, иначе финансовое состояние организации вызовет беспокойство у кредиторов и акционеров, что плохо скажется на финансировании новых инициатив и поставит под угрозу само существование компании. Достижение стратегических целей необходимо для укрепления конкурентоспособности и положения компании на рынке в долгосрочной перспективе. Вот несколько распространенных финансовых и стратегических целей.
Примеры корпоративных целей Citigroup - стратегическая цель
Привлечь миллиард покупателей во всем мире.
General Electric - стратегические цели
Стать самой конкурентоспособной компанией в мире.
Быть самой лучшей в каждом нашем виде деятельности.
Перевести всю деятельность компании в глобальный масштаб.
Работать в Internet, стать глобальной электронной компанией.
McDonald's - стратегическая цель
Достичь стопроцентного удовлетворения клиентов: каждого клиента, в каждом ресторане, каждый день.
Anheuser-Busch - стратегические и финансовые цели
Сделать все наши компании лидерами качества в своих отраслях, постоянно превосходить ожидания клиента.
Завоевать 50% американского рынка пива.
Завоевать и удерживать лидирующие позиции на международном рынке пива.
Предоставить всем нашим сотрудникам увлекательную и хорошо оплачиваемую работу с удовлетворительными условиями труда, возможностями личного совершенствования и карьерного роста.
Обеспечить нашим акционерам высокий уровень окупаемости инвестиций, достичь ежегодного роста прибыли на акцию не меньше 10%, увеличивать дивиденды соответственно росту прибыли, выкупать собственные акции при удобных случаях, расширять вое присутствие на международных рынках пива и создавать приемлемый доход и поступление денежной наличности.
Exodus Communications - стратегические цели
(Exodus Communications - ведущий провайдер сетевых решений и Internet-хостинга для Internet-компаний)
Упрочить наше лидирующее положение на рынке, сделать Exodus ведущей торговой аркой в своей категории.
Совершенствовать управление системами и сетями, а также связанные с Internet-технологиями услуги.
Ускорить темпы роста компании в национальном и международном масштабе.
Направить наш опыт на использование новых рыночных возможностей в электронной коммерции.
Motorola - финансовые цели
Обеспечить ежегодный рост доходов на 15% за счет самофинансирования.
Обеспечить среднюю норму доходности активов на уровне 13-15%.
Обеспечить среднюю норму доходности акционерного капитала на уровне 16-18%.
Добиться отличных показателей финансовой отчетности.
McCormick & Company
Достичь дохода по акциям на уровне 20%.
Годовой прирост чистых продаж довести до 10%.
Поддержать средний годовой рост дохода по акциям на уровне 15%.
Удержать показатель "задолженность к общей сумме капитала" на уровне 40% и при возможности снизить.
Выделять 25-35% чистого дохода на выплату дивидендов.
Совершать приобретения, которые могли бы дополнить текущую деятельность наших подразделений и повысить общий доход.
Ликвидировать подразделения, которые не приносят ожидаемого дохода или не соответствуют стратегии компании.
Источники. Годовые отчеты и Web - сайты.
Приоритетные цели
Хотя обе группы целей одинаково важны, иногда приходится делать выбор.
Стратегические цели должны быть связаны с конкурентной борьбой и даже с конкретным конкурентом - лидером отрасли.
Должна ли компания из финансовых соображений отказаться или отложить выполнение инвестиционного проекта в стратегически важном направлении, - проекта, который значительно укрепит конкурентные позиции компании в будущем? Должна ли компания, опасаясь снижения прибыли, свернуть исследовательскую работу, если без нее нельзя достичь конкурентного преимущества? Давление на менеджера в пользу выбора финансовых решений вместо стратегических, нацеленных на укрепление конкурентных позиций, особенно усиливается, когда финансовое состояние компании неустойчиво; стратегически выгодные проекты начинают окупаться лишь через несколько лет, рискованны и не обещают конкретных финансовых результатов.
Акционерам выгоднее укрепление конкурентных позиций компании в долгосрочной перспективе, чем сиюминутное повышение прибыли.