Г) Технологические факторы.
Быстрые изменения в технологической внешней среде могут поставить фирму в безнадежное, проигрышное конкурентное положение. Анализ внешней среды с точки зрения полезности для фирмы “Аркада” должен учитывать изменения в применении ЭВМ.
Пока фирма “Аркада” успешно справляется с этой задачей. Ведение бухгалтерского учета и финансового анализа, проектирование предоставления товаров и услуг клиентам – все это ведется на фирме с помощью компьютеров. На фирме следят за новыми разработками информационных и аналитических программ, ведется постоянная их модернизация.
Д) Международные факторы.
Непосредственно фирма “Аркада” не действует на международном рынке, но ее руководство постоянно контролирует и оценивает изменения в этой среде.
Уже было сказано, что фирма торгует иностранными товарами, но закупает их у украинских торговых посредников. Собственно, они напрямую связаны с иностранными поставщиками, но их предложения тесно связаны с изменениями валютного курса, возможности доступа к сырью и т.д.
Поэтому на деятельность фирмы “Аркада” косвенно влияют международные факторы.
Е) Факторы конкуренции.
Фирме необходимо постоянно для себя отвечать на вопросы:
1)Что движет конкурентом?
2)Что делает конкурент?
3)Что он может сделать?
В анализе конкурента присутствует 4 диагностических элемента:
1.Анализ будущих целей конкурента.
2.Оценка текущей стратегии конкурента.
3.Обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании.
4.Углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Чтобы было легче проводить такой анализ фирма для себя решила отвечать на ряд следующих вопросов:
1)Удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением?
2)Какие вероятные шаги или изменения в стратегии предпримет конкурент?
3)В чем уязвимость конкурента?
Всех конкурентов фирмы перечислить, а тем более изучить и проанализировать их стратегии не возможно. Не возможно это по ряду причин: этих фирм довольно много, они различаются по занимаемой доли на рынке, качеству предоставляемых услуг. Поэтому цель руководства фирмы – это только определенная доля рынка, не обязательно контролировать рынок полностью и занимать там преобладающее положение. Хотя, на мой взгляд, стремиться все-таки нужно к охвату большей доли рынка. Но это тоже не легко, хотя бы по той причине, что фирма “Аркада” не производитель, а только занимается оптовой торговлей и перескочить через свои возможности не может.
Исходя из этого фирма имеет своих конкурентов, с аналогичным видом деятельности. Они занимают 69 % объема рынка канцелярских товаров города Харькова. Это фирмы не производители канцелярских товаров, а посреднические фирмы, которые занимаются продажей канцтоваров оптом и в розницу. 13 % объема рынка занимают предприятия-производители, это ООО “Оргсервис”, завод “Авторучка”, ЧП “Задорожняя”, фирма “Прогрессор” и другие. 18 % объема рынка канцелярских товаров города Харькова занимают пред-приятия, реализующие только бумагу, бумажные изделия, различные бланки. Это фирма “Папир”, ООО “Папирус”, АОЗТ “Харьковформ-издат”, ЧП “Новатор”, фирма “Феникс”, ПФ “Поли-Экспресс”, ЧП “Арт-М”, фирма “Графика-М”, ООО “Техком”, АО “Технополис”, фирма “Шарм” и другие.
Рассмотрим рынок предприятий не производителей канцтоваров. Он в свою очередь также делиться на фирмы реализующие свои товары оптом и в розницу через сеть магазинов, непосредственно с предприятия, которые занимают 45 % объема рынка, к этой группе относится и фирма “Аркада”, и частных предпринимателей, торгующих канцелярскими товарами на базарах, в метро, киосках, на лотках, которые занимают 24 % объема рынка.
Рассмотрим конкурентов фирмы “Аркада”, это следующие предприятия: ЧП “ВИТ”, фирма “Локси”, ЧП “Академия”, ЧП “Труша”, фирма “Роскон”, ЧП “Логинова”, фирма “Дикон”, ООО “БМК”, ООО “ЭКОН”, ЧП “Зенит”, ООО “Кредо”, ЧП “Канцелярист”, ООО “Капитан”, ЧП “Спектр”, ООО “Рубикон”, ЧП “Искусство”, АО “Деловые мелочи”, ЧФ “Мария”, ЧП “Елена”. Это наиболее крупные фирмы, каждая из них занимает от 0,3 до 5 % доли рынка канцелярских товаров. Существуют также небольшие фирмы, их количество колеблется от 80 до 130, которые все вместе занимают 2-3 % объема рынка.
Рассмотрим динамику предложений канцтоваров основными фирмами-конкурентами ЧИФ “Аркада” в течение 2008 и 2009 годов в таблице 1.
Таблица 1 – Динамика предложений канцелярских товаров
Наименование предприятия |
Количе Количество предлагаемых товаров | ||||||
2008 год |
% к росту |
Доля на ры-нке,% |
2009 год |
% к росту |
Доля на ры-нке, % | ||
1.ЧИФ “Аркада” |
300 шт |
100 |
2,8 |
345 шт |
130 |
2,6 | |
2.ЧП “ВИТ” |
120 шт |
100 |
1,2 |
130 шт |
108 |
1 | |
3.Фирма “Локси” |
800 шт |
100 |
8,4 |
1135 шт |
138 |
9,4 | |
4.Фирма “Академия” |
246 шт |
100 |
2,4 |
260 шт |
105 |
2 | |
5.ЧП “Труша” |
200 шт |
100 |
2 |
250 шт |
125 |
1,9 | |
6.Фирма “Роскон” |
155 шт |
100 |
1,5 |
140 шт |
90 |
1,1 | |
7.ЧП “Логинова” |
80 шт |
100 |
0,8 |
80 шт |
100 |
0,6 | |
8.Фирма “Дикон” |
55 шт |
100 |
0,5 |
60 шт |
109 |
0,4 | |
9.ООО “БМК” |
125 шт |
100 |
1,2 |
125 шт |
100 |
0,9 | |
10.ООО “ЭКОН” |
600 шт |
100 |
6,1 |
900 шт |
150 |
7,2 | |
11.ЧП “Зенит” |
170 шт |
100 |
1,7 |
165 шт |
97 |
1,3 | |
12.ООО “Кредо” |
170 шт |
100 |
1,7 |
195 шт |
114 |
1,5 | |
13.ЧП “Канцелярист” |
300 шт |
100 |
3 |
350 шт |
116 |
2,7 | |
14.ООО “Капитан” |
250 шт |
100 |
2,5 |
520 шт |
204 |
4,6 | |
15.ЧП “Спектр” |
150 шт |
100 |
1,5 |
155 шт |
103 |
1,2 | |
16.ООО “Рубикон” |
120 шт |
100 |
1,2 |
185 шт |
154 |
1,4 | |
17.ЧП “Искусство” |
33 шт |
100 |
0,4 |
49 шт |
148 |
0,35 | |
18.АО “Деловые мелочи” |
67 шт |
100 |
0,6 |
80 шт |
119 |
0,65 | |
19.ЧФ “Мария” |
170 шт |
100 |
1,7 |
185 шт |
108 |
1,45 | |
20.ЧП “Елена” |
85 шт |
100 |
0,8 |
95 шт |
111 |
0,75 | |
ИТОГО |
4196шт |
42 |
5404шт |
43 | |||