Контроль за информированием сотрудников руководителем. Руководитель должен регулярно информировать своих подчиненных. Проверить качество этого процесса можно следующим образом:
руководитель просит подчиненного ему руководителя структурного подразделения представить свой информационный план (если таковой имеется):
руководитель спрашивает сотрудника, кого он проинформировал по какому-то конкретному вопросу;
руководитель проводит беседу с подчиненными своего сотрудника, являющегося нижестоящим по отношению к нему руководителем, с целью выяснить, получали ли они информацию по определенному вопросу и если получали, то когда.
Во время обхода предприятия директор спрашивает одного из мастеров о том, как он оценивает новый приказ дирекции о трудовой дисциплине. При этом выясняется, что мастер не слышал об этом приказе. Очевидно, что заведующий производством не довел приказ до мастеров. Следовательно, директор должен провести с ним критическую беседу.
Контроль координации работы подчиненных можно осуществить следующим образом:
спросить у сотрудника, как он составил план и координировал работу своих подчиненных по какому-либо конкретному случаю;
проанализировать документы (например, план намеченных мероприятий со сроками их проведения).
Контроль продвижения подчиненных по службе. Под продвижением по службе сотрудника следует понимать:
возможность повышения квалификации в профессиональном или управленческом отношении:
помощь при выдвижении на вышестоящую должность;
ходатайство о повышении оклада и выплате премии за высокие результаты и т.п.
При контроле продвижения сотрудников по службе наиболее подходящей формой является информационная беседа.
Отметим, что эффективность выборочного контроля зависит от того, был ли проведен неожиданно и в естественных условиях. Важно, чтобы к нему нельзя было специально подготовиться, иначе он теряет всякий смысл. Обычно выборочный контроль проводится при участии сотрудника, а не «за его спиной». Зачастую он осуществляется автоматически в процессе работы.
Руководитель, осуществляющий проверку работы подчиненных сотрудников, должен помнить, что цель контроля — не карательные меры, а исправление допущенных и предупреждение возможных ошибок. Но главное — поиск путей повышения эффективности труда сотрудников.