Несколько лет назад мы сформировали своего рода памятку для сбытовиков, полный текст которой приведен ниже. Эта памятка хорошо зарекомендовала себя при проведении многочисленных тренингов в разных фирмах в различных регионах России и широко используется сегодня многими менеджерами по продажам. Приведенные в ней правила охватывают все основные моменты, вокруг которых, как правило, строятся переговоры о цене.
По мнению автора, наиболее адекватное и соответствующее современному подходу изложение профессиональных требований к ведению переговоров о цене предложено Р. Шнаппауфом [Шнаппауф, 1998]. Именно на основе этого материала мы и сформировали несколько лет назад своего рода памятку для сбытовиков, полный текст которой приведен ниже. Эта памятка хорошо зарекомендовала себя при проведении многочисленных тренингов в разных фирмах в различных регионах России и широко используется сегодня многими менеджерами по продажам.
Проверьте до начала переговоров
1. Вы сами уверены, что цена на ваш товар справедлива, а именно:
соответствует «полезности» товара для покупателя;
учитывает цены и качество товаров конкурентов;
может быть разумно обоснована вами (честные затраты — соответствующее качество — справедливая прибыль).
2. Вы можете четко показать покупателю, что «ощущаемая им ценность товара» соответствует запрашиваемой цене.
3. У вас есть серьезный набор доводов («от качества», «от рынка», «от ситуации», «от покупателя» и т. д.), чтобы аргументировать свою ценовую позицию.
4. Вы четко знаете, на какие «ценовые уступки» вы готовы пойти в ответ на определенные (и продуманные вами заранее!) встречные шаги покупателя.
5. Вы хорошо понимаете 10 главных правил «Как правильно говорить о наших ценах» и вспомогательные приемы «продажи цены».
«Как правильно говорить о ценах» — 10 главных правил
Правило 1
Цену нельзя просто «отстаивать и обосновывать»: ее нужно «продавать», т. е. постоянно и четко показывать покупателю, почему эта цена выгодна ему:
это получается тогда, когда вы хорошо представляете его потребности, ситуацию, возможности, ограничения;
любая цена покажется покупателю высокой, пока он не ощутит пользу и выгоду от предлагаемой цены.
Правило 2
Если покупатель проявляет особую активность и напористость только тогда, когда вы дошли до цены, то это означает, что предыдущие этапы переговоров (особенно презентацию своего товара) вы провели неудачно. «До цены» нужно сделать все возможное, чтобы полезность и преимущества вашего товара для покупателя были четко ясны ему.
Правило 3
Никогда не начинайте разговор с покупателем с цены — это самая грубая ошибка. Любым способом давайте «ценовой бутерброд»:
вначале полезность и выгода товара для покупателя;
в «серединке» — цена;
затем — дополнительная «бесплатная польза».
Правило 4
Произносите цену твердо и уверенно. Настаивайте на цене, пока и поскольку покупатель не делает «встречных предложений»:
неуверенное и сбивчивое произнесение цены — верный сигнал покупателю, что нужно «атаковать» и у вас можно быстро кое-что «выторговать» без всяких уступок;
если вы не настаиваете на цене, то первой же мыслью покупателя будет: «Ну и пройдоха — хотел мне "втюхать" по этой дикой цене! Ну, теперь-то уж мы его .» и т. д.;
воспитание у покупателя уверенности, что вы даете «всегда честную цену», — важнейший момент взаимоотношений.
Правило 5
Максимально используйте все психологические возможности «уменьшения цены» в глазах покупателя:
применяйте «деловое разбиение цены»;
применяйте «сведение к пустяку»;
применяйте «сравнение».
Правило 6
Обязательно продумайте до начала беседы «дополнительную бесплатную пользу», подкрепляющую вашу цену:
упомяните о достижениях, «вложенных» в товар, и как эти знания может использовать покупатель;
отметьте удобное расположение ваших складов;
грамотно продемонстрируйте готовность вашей фирмы к любым дополнительным консультациям; особо — если есть «горячая линия»;
обучение персонала покупателя;
положительные результаты продаж, зафиксированные «до того», и т. д. и т. п.
Чем больше покупатель получит «за ту же цену» — тем крепче позиции этой цены.
Правило 7
Давайте возможность покупателю «ощутить» действие преимуществ и выгодность для него вашей цены. Например:
«Представьте себе, что .»;
«Как приятно будет увидеть (услышать, узнать и т. д.), что .»;
«Ваш шеф, узнав об этой (о такой) отличной покупке .»;
«Что скажут ваши друзья (жена, муж, партнеры и т. д.), если вы им скажете (покажете, продемонстрируете и т. д.) .».
Правило 8
Если покупатель все-таки торопится узнать цену, тогда вы:
назовите ее приблизительно фразой типа «При примерных объемах Ваших закупок .»;
задайте встречные вопросы: - Сколько вы хотите брать .? Когда вы планируете .? Как часто вам требуется .? и пр.
не стесняйтесь использовать «последнее средство»: «Я сейчас же поговорю с вами о цене, только разрешите .»
Правило 9
Покупатель говорит: «Это слишком дорого!» Что тогда?
1-я линия поведения. Согласитесь, что фактор цены, экономичности, финансовых результатов — важнейший и . плавно перейдите к чисто экономическим выгодам для покупателя (возможно, вы их объяснили не очень ясно).
2-я линия поведения. Встречный вопрос типа:
«Дорого по сравнению с чем?»:
с преимуществами;
с финансовыми возможностями;
со старой ценой;
со способами производства;
с ценами конкурентов.
Как только вы поняли суть, у вас появилась «логика преодоления возражений о цене» — конкретный аргумент.
3-я линия поведения. Используйте снова «метод сравнения» («Слишком дорого?!» (Удивление); «Разумеется, цена . на первый взгляд .» (Согласие); «Если же посмотреть . то .» (Преодоление возражений).
Правило 10
Как бы ни развивался разговор о цене, старайтесь использовать (для ее «продажи»!) все вспомогательные приемы:
«перечисление»: «Давайте еще раз вместе порассуждаем: за (цена) вы получаете (длинный перечень выгод и преимуществ)»;
«умножение»: «Если вы, благодаря этой сделке, получите .; то в годовом исчислении .»;
«обращение к эмоциям» (для тех, кто озабочен имиджем и престижем);
метод «сравнительной таблицы» (для рационального покупателя);
«от цены покупателя» («Если взять предлагаемую вами цену, то вряд ли за нее можно получить (несколько важных преимуществ), хотя, с другой стороны, если пойти на (несколько серьезных недостатков), то, возможно .);
метод «без чего вы готовы были бы обойтись» (если есть возможность «ассортиментного разнообразия»);
метод «уступка за уступку».
Таким образом, приведенные выше правила охватывают все основные моменты, вокруг которых, как правило, строятся переговоры о цене. Единственное, что, пожалуй, следует добавить ко всему этому, еще раз повторить то, с чего памятка начиналась. Напомним в связи с этим замечательное высказыва