Почему некоторые управленческие идеи получают широкую популярность и приносят славу и удачу своим авторам, а другие нет? Достигшие широкой известности исследователи используют свои концепции в преподавании в школах бизнеса и на внутрикорпоративных курсах. Их идеи обсуждают в книгах и журнальных статьях другие ученые и практики, разделы из популярных работ печатаются в учебниках. Но использование популярных идей не ограничивается временем жизни авторов: созданные ими концепции продолжают «цвести» и после физической смерти ученых. Следовательно, наиболее известные авторы работ по менеджменту купаются в лучах славы на протяжении своей жизни и обретают бессмертие после нее.
На наш взгляд, если некий исследователь стремится к славе, удаче или бессмертию, он должен позаботиться о том, чтобы его теоретические результаты удовлетворяли следующим требованиям:
Идея должна быть своевременной (то есть обращаться к проблемам своей эпохи).
Идея должна привлекать внимание потенциальной аудитории. Новые концепции не способны продвигать сами себя. Важную роль в их распространении играют преподаватели бизнес-школ, управленческие консультанты, обучающие компании и издательства.
Идея должна адресовать организационные требования таким способом, который отвечает индивидуальным потребностям и мнениям менеджеров, к которым они обращены.
Идея должна обладать составляющими, которые позволят потенциальным пользователям рассматривать их как способные удовлетворить имеющиеся потребности.
Идея должна быть изложена в привлекательной вербальной форме. Не только потому, что большинство менеджеров узнают о ней во время публичных презентаций, но потому что на основе авторской ее презентации будут разрабатываться видео- и аудиоматериалы.
Почему лишь некоторые из существующих в настоящий момент времени управленческих идей становятся широко популярными? Обратимся к аналогии с фильтром-воронкой. Все вновь созданные концепции «проливаются» в верхнюю ее часть и постепенно, через все более и более узкие фильтры «стекают» вниз. В качестве своеобразных фильтров выступают потребности менеджеров, выгоды от идеи, своевременность концепции, ее продвижение и презентация. Поскольку большинство управленческих идей не соответствуют этим требованиям, они отфильтровываются, и только очень небольшое количество из них заново появляется на другом конце в качестве популярных концепций менеджмента. В результате за последние 100 лет все пять фильтров воронки удалось преодолеть семи управленческим теориям.
Некоторые концепции (к примеру, идеи Ф. Герцберга и его коллег ( Herzberg et al., 1959)) остаются популярными даже после того, как они были поставлены под сомнение и множество исследователей продемонстрировали их недостатки и несообразности. Появление новых, методологически обоснованных концепций не привело к снижению популярности и проявляемого учеными и практиками интереса к таким «почтенного возраста» идеям, как теории Абрахама Маслоу ( Maslow, 1943), Дугласа Макгрегора ( McGregor, 1960) или Ренсиса Лайкерта ( Likert, 1961). Они оказывали и продолжают оказывать значительное влияние и на преподавание менеджмента.
Много лет назад Джон Драйден заметил, что «однажды услышанная из уст известного автора ложь становится традицией для потомства». С тех пор множество работ было посвящены обоснованию тезисов о том, что истинность или ошибочность некоей идеи — это одно, а ее принятие и распространение — совсем другое дело; что не существовало явной корреляции между значительностью идеи и ее популярностью; что то, что сказано, менее важно, чем то, как это было сказано, и что идеи получили одобрение не потому, что они были правильными, а потому, что они были интересными.
Каковы же наиболее популярные управленческие идеи XX в.? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы использовали результаты опросов ученых и практиков менеджмента и контентный анализ профессиональных журналов, популярных текстов из избранных книг и репринтных изданий. Так, М. Матесон сообщил о результатах опроса, проведенного среди 2123 членов Американской академии менеджмента, которые постарались определить вклад тех, кто «серьезно повлиял на управленческую мысль и исследования» ( Matheson, 1974). В конце 1970-х гг. в работах Г. Полларда был представлен обзор 42 наиболее известных в области менеджмента идей — «честный поперечный срез работ по управлению» ( Pollard, 1974; 1978). В работах Д. Пью, Д. Хиксона и К. Хинингса ( Pugh, Hickson, Hinings, 1983) и Д. Пью ( Pugh, 1984) обобщался вклад в управленческие исследования наиболее известных ученых и были приведены отрывки из опубликованных ими работ.
В соответствии с названными выше критериями каждая упомянутая управленческая идея была «поставлена на голосование». Всего было идентифицировано 129 имен. Многие современные исследователи экспертами не упоминались. Длина полученного списка свидетельствует о том, что, за исключением некоторых бесспорных авторитетов, относительно вклада различных авторов в теорию менеджмента имеют место значительные разногласия. Перечень лидеров «общественного мнения» представлен в табл. 1.
Таблица 1. Наиболее популярные авторы в области менеджмента
Место |
Имя |
1 |
Анри Файоль |
2 |
Дуглас Макгрегор |
3 |
Питер Друкер |
4 |
Фредерик Герцберг |
5 |
Том Питерс |
6 |
Фредерик Уинслоу Тейлор |
7 |
Ренсис Лайкерт |
8 |
Крис Аржирис |
Затем 129 авторов работ по менеджменту были сгруппированы в несколько «семейств» управленческих идей (см. табл. 2, в которой они перечислены в хронологическом порядке). Мы добавили к этим пяти «священным» семействам шестое — теории гуру менеджмента, которые приобрели значительное влияние в 1980-х гг.Теории гуру представляют идеи известных менеджеров (Ли Якокка, Гарольд Джинен, Джон Харви-Джонс и Джон Скалли), управленческих консультантов (Том Питерс и Филипп Кросби) и представителей современных школ бизнеса (Майкл Портер, Розабет Мосс Кантер, Генри Минцберг и Кеннет Бланчард). Каждый из них — яркая индивидуальность, отличающаяся самостоятельным подходом к менеджменту; вот почему мы решили наклеить на них ярлык теории гуру.
Таблица 2. Группировка наиболее популярных авторов в семейства управленческих идей
«Фамильная» идея |
Авторы |
Бюрократия |
П. Блау Т. Скотт У. Браун М. Крозье Э. Жаке Р. Мишель Ф. Селзник Дж. Томпсон М. Вебер |
Научный менеджмент |
Ф. У. Тейлор Г. Гантт Ф. и Л. Гилбреты |
Административный менеджмент |
Ч. Барнард А. Файоль М. П. Фоллет Дж. Муни А. Слоан |
Человеческие отношения |
Э. Мэйо Дж. Браун Ф. Ротлисбергер и У. Диксон |
Новые человеческие отношения |
К. Аржирис У. Беннис Р. Блейк и Дж. Моутон Ф. Герцберг Р. Лайкерт Д. Макгрегор А. Маслоу Э. Шейн |
Теория гуру |
П. Друкер Т. Питерс М. Портер Р. М. Кантер Л. Якокка К. Бланчард |