8. Анализ ассортимента товаров, при котором прогнозы сбыта по отдельным видам изделий сводятся воедино и образуют планируемый оборот компании. Этот метод наиболее подходит сильно диверсифицированным предприятиям, но точность общего прогноза целиком зависит от детального обследования рынка каждого вида изделий. А это требует, в свою очередь, немалых затрат.
В таблице 1 представлены основные преимущества и недостатки основных методов составления прогнозов сбыта.
Таблица 1. Сравнительный анализ основных методов прогноза сбыта
Метод |
Преимущества |
Недостатки |
Применение |
1. Мнение группы руководителей «среднее» из взглядов группы высших руководителей. Прогнозы основываются на фактическом материале. |
• относительно легкий, но занимает много времени; • если нужны факты, то руководителю нужно проводить тщательные расчеты; • содействует сотрудничеству, так как каждый отдел участвует в подготовке прогноза. |
• многие считают метод не научным, собиранием догадок; • тратится много ценного времени руководителей на сбор фактов; • предстоит определить ассортимент товаров, сроки производства и анализа клиентов; • руководитель, не занимающийся темой, не может быть точен в оценке. |
• для молодых компаний, не имеющих опыта в применении других методов; • когда нет статистики сбыта и статистических данных о рынке или они не обработаны. |
2. Комбинация мнений работников сбыта. Сводные индивидуальные расчеты торговых агентов и руководителей служб сбыта. |
• основан на мнении тех, кто ближе всего знаком с рынком сбыта; • дает психологическое преимущество, возлагая ответственность на тех, кто должен добиваться достижения целей; • прост в применении, проводит сегментацию по регионам, продуктам; • большое количество мнений помогает точности прогноза. |
• торговые агенты бывают или очень пессимистичны, или очень оптимистичны; • требует много бумажной работы, отвлекает торговых агентов от их функций по сбыту; • если метод нацелен на установление плановых заданий по сбыту для агентов, то они будут стремиться дать заниженные оценки; • торговые агенты не всегда понимают факторы общеэкономического характера. |
• в области, где знание запросов клиентов имеет большое значение; • может быть усовершенствован путем оценки точности прогноза, делаемого каждым лицом. |
3. Прошлый товарооборот, как предсказание будущего сбыта. Берется процентное увеличение данных за предыдущий период. |
• быстрый и легкий для применения; • ряде случаев наиболее безопасный. |
• делает невозможным учитывать быстрые изменения деловой активности; • не учитывается конкуренция, старение или насыщение рынка, технический прогресс. |
• лучше всего применим для стабильных развитых отраслей, где колебания в объемах продаж происходят редко. |
4. Анализ тенденций и циклов. Анализ факторов, влияющих на объемы сбыта. Прогноз сбыта основан на вероятных тенденциях и лежащих в основе этих тенденций факторов. |
• хорошее средство для долгосрочных прогнозов. Непредвиденные изменения сглаживаются на протяжении ряда лет. |
• очень трудно предсказывать на период, меньший, чем несколько лет. Изменения тенденций в циклических колебаниях можно легко объяснять, но почти невозможно предсказывать их. |
• применим для долгосрочных прогнозов на период в несколько лет; • хорош для отраслей, в которых изменения сбыта можно измерить на фоне других экономических показателей. |
5. Корреляционный анализ. Измеряет связь между сбытом компании и другими сторонами бизнеса. Прогнозы основаны на факторах влияния на сбыт компании. |
• логический научный метод, основанный на причинных отношениях; • имеет преимущества научного анализа, проводимого экспертами; • когда метод разработан, достаточно анализировать лишь факторы влияния. |
• предполагается, что прежние причинные зависимости будут продолжать существование в будущем; • составитель прогноза может чрезмерно полагаться на формулу расчета; • требует большой исследовательской работы и данных о прошлой сбытовой деятельности фирмы за длительное время. |
• сбыт для высокостабильных отраслей и давно существующих на рынке продуктов. |
6. На основе доли рынка. В начале прогнозируется сбыт для всей отрасли, затем делается расчет доли фирмы во всем сбыте отрасли. |
• не требует данных о прошлой сбытовой деятельности компании за длительный период времени. |
• требует допущения, что прогноз для всей отрасли правильно составлен; • нет возможности определить степень жесткости конкуренции и учесть влияние новых продуктов на рынке. |
• лучше всего применим в отраслях, где торговые палаты ведут сбор статистических данных. |
7. Анализ конечного использования. Прогноз основан на предполагаемых закупках основными крупными потребителями. |
• логичный подход при наличии крупных надежных потребителей. |
• требует много данных об основных потребителях продукции в масштабе всей страны, что не всегда возможно; • требует большого числа отдельных прогнозов; • нужны знания статистического анализа. |
• в основном на рынке оборудования, сырья, вспомогательных материалов. |
8. Анализ ассортимента товаров. Прогнозы производятся по каждому отдельному продукту и потом комбинируются для того, чтобы подвести итог для предприятия в целом. |
• в расчет принимаются все продукты, производимые фирмой; • хорошо применим в условиях выпуска широкой номенклатуры продуктов. |
• чем выше точность, тем выше должна быть степень детализации продуктов, а значит выше издержки по составлению прогноза. |
• для фирм, сбывающих продукты различным группам потребителей. |
Эффективность применения того или иного метода целиком зависит от конкретных условий и специфики хозяйственной деятельности предприятия и может быть определена только в системе общих мероприятий по исследованию рынка. В маркетингово ориентированной компании, как правило, составляется несколько вариантов прогнозов сбыта с использованием различных методов (как правило, выбирается 3—4 метода). Затем полученные оценки сопоставляются с тем, чтобы установить возникающие расхождения оценок. Обычно считается, что прогноз составлен правильно, если разница между предполагаемым и фактическим сбытом не превышает 5%. Многие фирмы начинают разработку нового повторного прогноза, если на любом этапе реализации плана фирмы разница между фактическим и предполагаемым сбытом превышает 5%. Если эти расхождения значительные (разброс значений показателей прогнозов сбыта по различным методам превышает 10%), то скорее всего при составлении прогноза сбыта по какой-то методике были допущены ошибки.