Предлагаемый ниже подход наилучшим образом оправдал себя на практике и состоит в следующем. Формируется общая рабочая группа из консультантов и экспертов клиента. Представители клиента делятся на полностью освобожденных от текущей работы, то есть на 100% занятых в выполнении проектной работы, и частично освобожденных, занятых в проекте до 30% своего рабочего времени. Рабочая группа управляется директором проекта от клиента при участии менеджера проекта от консультанта (рис.4). Для решения бытовых и хозяйственных вопросов вводится администратор проекта.
Рис.4. Структура управления проектом.
Важный вопрос — подбор участников рабочей группы. Какие же критерии используются при ее формировании? Безусловно, наиболее важным из них является неудовлетворенность текущим положением дел. Это самая мощная движущая сила преобразований, инициирующая следующие факторы:
активное участие в предыдущем этапе проекта по данному направлению;
активная поддержка изменений;
хорошая репутация на заводе (авторитет, уважение);
ориентация на карьерный рост;
инновационное мышление;
ориентация на результат;
постановка задач и контроль исполнения;
способность убеждать;
навыки командной работы;
участие в подобных проектах.
Рабочая группа отчитывается о промежуточных и конечных результатах управляюще- му комитету (обычно это очные отчеты в виде презентаций). Презентации проводят участники рабочей группы от клиента, а консультанты играют роль помощников в ходе дискуссии.
Самостоятельные доклады результатов дают возможность представителям клиента глубже вникать в проблемы изменений и чувствовать ответственность за успех проекта.
Успех любой работы во многом зависит от правильного ее построения, т.е. логики осуществления. Логически работа (рис.5), направленная на повышение операционной эффективности, строится в три этапа.
Выявление потенциала и направлений повышения эффективности.
Перепроектирование системы управления компанией.
Внедрение изменений.
Рис.5. Логика выполнения проекта повышения эффективности производственных систем.
Как видим из рисунка, уже на первом этапе, кроме работы по перепроектированию бизнес-процессов, необходимо приступить, практически одновременно, к нескольким видам работ. Причем работу на каждом этапе консультант должен уметь делать сам, оказывая одновременно необходимую организационную помощь представителям клиента. Рассмотрим каждый вид работы в отдельности.
1. Некачественные измерения потенциала являются источником мифов. Внедрение корректных бизнес-измерений необходимо для выявления истинных причин отклонений и разработки правильных управленческих решений. Постановка учета и анализа операционной деятельности проводится с целью мониторинга важных показателей, в том числе производи- тельности оборудования, текущих операционных потерь (брак, переделки, короткие простои, потери скорости, поломки и пр.). Производится оценка имеющейся справочно-статистической информации, которая пополняется на основе новых внедренных форм учета операционной деятельности.
2. Необходимо быстро развить компетенции членов рабочей группы (рис.6) от компании-клиента. Обучение вооружит участников рабочей группы предлагаемыми инструментами совершенствования систем управления, а это даст им возможность не только лично активно участвовать в проектной работе, но и подготовит из их числа будущих лидеров изменений. Обучающие программы должны быть прикладными, максимально привязанными к специфике бизнеса.
Рис.6. Развитие компетенции членов рабочей группы клиента.
3. Мы уже говорили, что сотрудники предприятия вынуждены приспосабливаться к изменениям, внедрение которых носит весьма болезненный характер (рис. 7). В этих условиях управление изменениями приобретает особую актуальность. Ключевыми элементами здесь являются подготовительный этап и достижение
4 быстрых результатов (рис. 8) .
Рис.7. Движущие силы процесса изменений.
Рис.8. Важность подготовительного этапа и достижения быстрых результатов.
В методологии управления изменениями пять из восьми этапов являются подготовительными
4. Самым значимым скрытым резервом компании служит оптимальное использование потенциала сотрудников. В этой связи организация процесса постоянных улучшений в самом начале проекта приносит огромные преимущества. В кратчайшие сроки необходимо развернуть мероприятия по развитию инновационной среды, запустить управленческие приемы стимулирования творческого подхода в компании. Поскольку люди никогда не противятся собственным идеям, они автоматически относятся к команде реформаторов. Чтобы они стали таковыми, необходимо провести следующие мероприятия по поддержке и развитию инновационной среды:
Внедрите функцию отслеживания идей, приходящих извне (из контактов, СМИ, других источников).
Разработайте программу обмена опытом с компанией, которая является достойным примером для подражания: один из ваших сотрудников проведет какое-то время у них, а их сотрудник — у вас.
Поощряйте сотрудников к участию в различных профессиональных объединениях для обмена опытом и идеями.
Оплачивайте подписку на журналы и другие СМИ. Создайте библиотеку для сотрудников компании.
Приглашайте передовых людей для выступлений перед вашими сотрудниками.
Проводите семинары и другие обучающие программы.
Сделайте так, чтобы клиентам было легко сообщать вам свои идеи и пожелания.
Станьте источником инновационных идей.
Организуйте экспериментальную работу. Неудачи ценны полученным опытом.
Нанимайте творческих людей и поощряйте их начинания.
Организуйте тренинг развития творческих способностей. Обеспечьте сотрудников материалами о творческом процессе.
Напишите «Инновационный манифест» об отношении к новым идеям.
Поощряйте творческих людей как материально, так и не материально. Поощряйте не только инновации, но и идеи. Публикуйте статьи в газете или информационном бюллетене, учредите награды.
Создайте для творческих работников, которые не хотят или не могут становиться менеджерами, возможность достаточных поощрений.
Предоставьте сотрудникам возможность снова и снова делать интересные и сложные вещи («призовую игру»).
Подведем итоги наших рассуждений.
При поиске конкретных консультантов необходимо обратить внимание на следующие составляющие их компетенции:
практика выполнения успешных проектов по операционному менеджменту;
знание управления изменениями и наличие опыта преобразования компаний;
опыт работы в области производства;
знание комплекса современных инструментов совершенствования. Наличие примеров перепроектирования бизнес-процессов;