3. Формирование пакета по «принципу кафетерия»
Приведем пример. В одном из крупных екатеринбургских торговых центров компенсационный пакет сотрудников включает: оклад, ежемесячную премию и пакет льгот, который состоит из оплаты питания, проездного на общественный транспорт и оплаты летней путевки для ребенка.
Один из успешных топ-менеджеров, коммерческий директор, не пользуется бесплатными обедами (возможно, ему нужна диетическая пища, а может, его не устраивает предлагаемое меню) и, естественно, ездит на личном транспорте (неплохо, если бы оплатили бензин); детей у него нет.
Что же в итоге? Коммерческий директор неудовлетворен, даже демотивирован предлагаемым компенсационным пакетом, и эти льготы не задержат топ-менеджера в компании.
Или возьмем такое благое намерение руководителей, как оплата посещения бассейна сотрудниками. Проведите элементарный учет, и скорее всего, окажется, что бассейном пользуются всего несколько человек, а значит, средства предприятия расходуются неэффективно. Таких примеров можно привести достаточно много. Может ли компания в существующей конкурентной среде позволить себе так разбрасываться средствами?
Что же делать? Если рассматривать стратегию действий на примере того же коммерческого директора торгового центра, для начала можно спросить у самого руководителя, в каких льготах он заинтересован (раз заинтересован — значит, более доволен работой и более привержен компании). Как оказалось, он предпочел бы следующие льготы: оплата бензина, мобильной связи, путевки — например в размере одного оклада.
Поэтому в данной ситуации из примера может применить в компании «принцип кафетерия»: в конце года распределите льготы исходя из потребностей сотрудников и возможностей предприятия. Например, составьте два-три меню с одинаковой стоимостью, но с разным наполнением и предоставьте возможность вашим сотрудникам выбрать тот пакет льгот, который бы максимально удовлетворил и мотивировал их на достижение результатов. Можно также определить условия его получения и не давать такой пакет нерезультативным работникам.
Таблица. «Принцип кафетерия»
Меню № 1 |
Меню № 2 |
Меню № 3 |
Оплата обеда |
Оплата бензина |
Оплата медицинской страховки |
Оплата проездного на общественный транспорт |
Оплата мобильной связи, 50% |
Оплата фитнес-центра |
Оплата детской путевки |
Оплата своей собственной путевки (в размере оклада) |
Оплата санаторной путевки |
Если бы в екатеринбургском торговом центре использовали «принцип кафетерия», то наш коммерческий директор выбрал бы для себя меню № 2 и был бы более мотивирован, удовлетворен и лоялен компании.
4. Монетаризация льгот
Часть льгот заменяется выдачей денежной премии. Например, предоставление такой льготы, как оплата проезда в общественном транспорте, заменяется выплатой определенной суммы в виде премии. В таком случае сотрудники могут использовать ее по своему усмотрению: одни — на общественный транспорт, другие — на бензин, третьи — на такси и т. д.
Плюс здесь в том, что уменьшается объем работы для бухгалтерии по оформлению авансовых отчетов и расчету компенсации за билеты и проездные. Минус — если раньше такая услуга предоставлялась лишь отдельным сотрудникам (и на этом предприятие экономило средства), то при монетаризации льгот ими начинают пользоваться все и затраты компании возрастают. С другой стороны, это приводит к более справедливому распределению средств.
Ниже приведены различные льготы, применяемые на зарубежных предприятиях:
Оплата парковки
Пенсионные планы
Медицинское, госпитальное и хирургическое страхование (самого работника и иждивенцев)
Организация профилактики здоровья
Медицинский план после выхода на пенсию
Поддержание физического здоровья после выхода на пенсию
Услуги по госпитализации
Освобождение (или льготы) от налогов
Вручение подарков
Консультации: финансовая, юридическая, психологическая
Услуга субсидированием продуктов питания
Скидки или бесплатные товары
Программы поддержания физического состояния
Спортивные клубы
Транспорт до работы и с работы
Дополнительное льготное страхование от безработицы
Помощь в налаживании торговли
Предоставление кредитов для покупки недвижимости и др.
Авиарейсы
Профессиональные журналы и газеты
Пособия на особые переезды и перемену места
Оплата затрат на супруга в деловых поездках
Офисное оборудование на дому
Личный шофер/телохранитель
Вывод
Льготы оказывают существенное влияние на привлечение и удержание персонала, в особенности если они определены на предприятии с учетом потребностей сотрудников и анализа льгот, предоставляемых компаниями-конкурентами.