Основным способом обоснования ставки дисконтирования r является метод кумулятивного наращения. Ставка дисконтирования представляется суммой безрисковой ставки и надбавок за риск, характерный для конкретного предприятия[3]. В теории и практике оценки бизнеса используется широкий перечень факторов, учитываемых при расчете надбавок. Основными из них остаются факторы качества управления (ключевая фигура) и размер предприятий, впервые предложенные специалистами рейтингого агентства S&P[4], значения которых составляют 0-5%. В соответствии с этими рекомендациями для предприятий сферы потребительского рынка России автор данной работы прелагает учитывать дополнительно 5 факторов: источники финансирования, товарную диверсификацию, диверсификацию клиентуры, прогнозируемый уровень рентабельности и прочие факторы риска. Надбавка по каждому из семи факторов устанавливается экспертно в зависимости от значения фактора в виде премии к безрисковой ставки в пределах предлагаемых S&P 0-5%.
В этом и аналогичных предложениях состоит возможность существенного субъективизма в силу действия двух причин. Первая состоит в определении общего количества факторов. Изменение общего количества факторов, способное повысить обоснованность оценок риска, приводит к росту ставки дисконтирования на величину надбавки за каждый дополнительно введенный риск. При введении 5 дополнительных факторов ставка дисконтирования может возрасти на 25% по сравнению с рекомендациями S&P, при учете 6 факторов – уже на 30% и т.д. Следовательно, попытки повысить обоснованность учета риска путем введения дополнительных факторов приводят к необоснованному и неконтролируемому росту ставки дисконтирования. Сущность второй причины в том, что использование абсолютных значений премий по отдельным факторам может быть приемлемым только при стабильной безрисковой ставке. Рекомендации S&P относятся к середине 90-х годов, когда безрисковая ставка в России составляла десятки процентов. В настоящее время она составляет 8-10% и продолжает снижаться. В этих условиях необходима коррекция абсолютного значения надбавки на уровень безрисковой ставки.
Автором предлагается модификация метода кумулятивного наращения, которая позволяет исключить действие обоих причин и повысить обоснованность оценки и учета риска. Сущность предложений состоит в следующем.
1. По группе предприятий одной отрасли сферы потребительского рынка устанавливается максимальный уровень различий в уровнях риска. Можно полагать, что это будет диапазон между риском стабильно работающих, высокоэффективных (идеальных) предприятий и предприятий, находящихся в состоянии внешнего управления rmax - rmin. Этот диапазон определяется влиянием совокупности наиболее значимых факторов, состав которых устанавливается экспертами. Влияние количества факторов риска на ставку дисконтирования исключается. Увеличение номенклатуры факторов может повысить степень обоснованности сравнительного риска отдельных предприятий.
Для идеальной фирмы можно считать rmin = 0, а r = rбр. Тогда максимальному уровню риска будет соответствовать максимальный уровень ставки дисконтирования:
rmax / rбр= rmax / r,
Для предприятий сферы потребительского рынка экспертно установлен диапазон риска rmax/rmin=2,5. Предполагается также, что этот диапазон изменений риска определяет диапазон ставок дисконтирования, равный[5]
Drmax=1,5rбр.
2. Факторы риска должны быть опережающими, т.е. определять будущее состояние фирмы, а не регистрировать ее настоящий уровень. С этих позиций включение отдельных факторов, предложенных Ш. Праттом[6] и в других работах (прибыль, норма рентабельности и др.), представляется необоснованным. В большей степени риск определяется не накопленным финансовым потенциалом, а перспективами его роста.
3. Размер надбавок следует определять не в абсолютном, а в относительном виде:
Drj=rбр(1+Drj,
где j – фактор риска, по которому рассчитывается надбавка.
Этот способ, рекомендованный В.И. Терехиным[7], ликвидирует вторую причину неадекватности традиционного метода кумулятивного наращения.
В расчетах, как известно, могут использоваться номинальные и реальные значения денежных потоков. Использование номинальных денежных потоков упрощает расчеты, но снижает объективность стратегического управления. Проблема оценки стоимости в реальных значениях предполагает оценку реального значения безрисковой ставки и влияния рисков на ставку дисконтирования. В настоящих условиях реальная ставка дисконтирования в большинстве интервалов времени отрицательна. Прогнозировать отрицательные реальные ставки доходности в условиях устойчивых темпов роста отечественной экономики представляется необоснованным. Но задача обоснования реальной ставки на прогнозной период выходит за рамки настоящего исследования. Поэтому использованы номинальные значения денежных потоков.
С учетом этих предложений метод кумулятивного наращения дисконта для предприятий сферы потребительского рынка адекватно представить в следующем виде. Предприятия, относящиеся к одной отрасли (например, к общественному питанию) и имеющие одинаковое функциональное назначение (рестораны; предприятия, обслуживающие авиационных, железнодорожных пассажиров, работников предприятий и организаций и т.д.) имеют по разделительному балансу близкие значения товарной и клиентской диверсификации. В этих условиях различия в уровнях рисков этих предприятий сводятся к перспективам роста их финансового состояния и от уровня управления. При этом перспективы роста предприятий сферы потребительского рынка во многом определяются ожидаемыми темпами социально-экономического развития региона, в котором они находятся. Поэтому ставка дисконтирования может быть представлена в следующем виде:
,
где:
rбр – безрисковая ставка для предприятий данной отрасти и функционального назначения в сфере потребительского рынка региона;
Δr1 – надбавка (премия) к безрисковой ставке за темп регионального развития;
Δr2 – надбавка (премия) к безрисковой ставке за финансовое состояние предприятий.
Расчет надбавок к безрисковой ставке предлагается вести следующим образом.
Темп регионального развития (Iр) определяется, прежде всего, результатами инвестиционной деятельности, и потому зависит от инвестиционных характеристик региона. Для оценки инвестиционной деятельности региона можно использовать методику Минэкономразвития[8]. Ее преимущества по сравнению с методикой агентства «Эксперт РА» состоят в количественной, а не ранговой оценке региона. Следовательно, премия (Δr1) за темп регионального развития может рассматриваться как функция инвестиционной привлекательности региона. Причем эта зависимость будет обратной: чем выше индекс инвестиционной привлекательности, тем выше потенциал региона и, следовательно, ниже надбавка за региональное развитие. Поэтому, расчет надбавки за региональное развитие можно свести к определению разницы между максимальным уровнем инвестиционной привлекательности среди регионов и уровнем конкретного региона: