В литературе можно встретить множество различных определений термина “логистика”. Чаще всего встречаются такие определения: производственная, коммерческая и сбытовая, транспортная, информационная логистика. Существует следующая типологизация логистики по трем признакам: функциональному, ресурсному и отраслевому.[2]
По функциональному признаку различают логистику: заготовительную, внутрипроизводственную, распределительную. По отраслевому признаку выделяют логистику: производственную, коммерческую, финансовую.
По ресурсному признаку предлагается разделить логистику на материальную, информационную, финансовую, кадровую.
Логистика транспорта есть проявление производственной логистики. Выделение логистики транспорта обусловлено спецификой хозяйствующего субъекта – автотранспортного предприятия. Учитывая особенности выполняемых транспортом операций, логистика транспорта рассматривается как часть материальной логистики. Здесь делается акцент в большей степени на логистику материальной услуги – транспортной услуги.
Автопредприятие отличает от промышленного предприятия, прежде всего его двойственная роль в функционировании логистических систем. С одной стороны, АТП является элементом макрологистических систем, обеспечивающим связь между звеньями логистической цепи (продвижение материальных потоков), а с другой – АТП – потребитель отдельных материальных потоков, конечное звено соответствующей логистической цепи. АТП выступает как внутрипроизводственная логистическая система, в которой преобразуются входящие материальные потоки (топливо, запасные части, агрегаты, шины и т.д.) в материальные услуги – транспортные.
Отличительная особенность АТП от промышленного предприятия состоит в том, что первое не складирует готовую продукцию. Практически процесс производства и реализации транспортной продукции совпадает по времени. В транспортных системах не существует логистической функции “складирование и складская обработка готовой продукции”.
В работах ряда специалистов по логистике автомобильный транспорт рассматривается как элемент логистической системы со 100%-ной надежностью вы-полнения своих задач, функционирующий в условиях определенности. Однако это далеко не так. Одна из трудностей внедрения логистического подхода состоит в том, что АТП - “живая” система, функционирующая в условиях неопределенности и риска. Поддержание надежности этой системы требует больших материальных и трудовых затрат и определяет величину ряда логистических показателей (расходы на отправленную единицу продукции; расходы на тонно-километр перевозимых грузов; загрузку парка транспортных средств и т.д.).
Содержание ресурсной логистики в значительной мере определяется перечнем проблем, решаемых функциональной логистикой, поэтому целесообразно рассмотреть задачи, решаемые отдельными видами функциональной логистики.
Основные задачи заготовительной логистики автопредприятия могут быть сформулированы следующим образом:
прогнозирование и планирование материальных ресурсов;
оптимизация номенклатуры потребляемых материальных ресурсов;
управление запасами на складах автотранспортного предприятия;
организация закупок и завоза материалов;
организация хранения материалов на складах;
разработка программ экономии материальных ресурсов и контроль за их выполнением;
контроль за исполнением сметы затрат на снабжение и т.д.
Основные задачи внутрипроизводственной логистики АТП включают:
прогнозирование и планирование выполнения транспортных услуг (основное производство);
управление техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава (вспомогательное производство);
экономическая оценка транспортной продукции;
оперативное управление основным и вспомогательным производством;
контроль за количеством и качеством транспортных услуг и т.д.
Распределительная логистика как функция соответствует сбыту, т.е. стадии воспроизводственного процесса. К основным задачам распределительной логистики можно отнести:
выбор вида и типа транспортных средств;
совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта;
определение рациональных маршрутов;
совместное планирование транспортного, складского и производственного процессов и т.д.
Проблемы внутрипроизводственной и заготовительной логистики в части логистики автомобильного транспорта не рассматривались. За исключением отдельных, не взаимосвязанных задач, которые не назывались в прошлом логистическими, но были, вне всякого сомнения, таковыми по существу, например задачи материально-технического снабжения, планирования и прогнозирования основного и вспомогательного производства и т.д.
Анализ методического обеспечения показал целесообразность классификации АТП на малые, средние и крупные, так как подходы к разработке методического обеспечения управления данными предприятиями должны быть различные. Например, для крупных и средних АТП, имеющих соответствующую материальную базу, необходима разработка методического и соответствующего программного обеспечения для персональных ЭВМ. Для малых предприятий целесообразно ограничиться регулярной разработкой соответствующих справочных таблиц, диаграмм.
С точки зрения кибернетического подхода АТП представляет собой черный ящик, на входе которого ресурсы, а на выходе транспортные услуги.
Передаточная функция АТП, т.е. соотношение выходных и входных параметров, в конечном счете и предопределяет его конкурентоспособность.
В большей степени зависит от АТП эффективность использования ресурсов, снижение издержек. Последнее является целью внедрения концепции логистики в управление АТП и требует разработки соответствующего методического обеспечения.
Суть реализации логистической концепции состоит в разработке и внедрении логистических систем управления материальными и соответствующими информационными потоками, которые основываются на логистических принципах и методах.
Любой вид логистики должен представлять собой совокупность алгоритмов и технологий, позволяющих реализовать в экономике логистический подход. [2]
Высокая эффективность использования методов и моделей в логистике достижима, если будет обеспечено выполнение ряда условий, среди которых:
системный подход к решению рассматриваемой проблемы;
научная обоснованность самих методов и моделей;
адекватность модели реальной системе, объективный учет взаимосвязи подсистем;
гибкая многовариантность, т.е. согласование материальных, транспортных, информационных и других потоков;
формирование и оптимизация модели реальной системы во взаимосвязи обеспечения, производства и сбыта готовой продукции;
непрерывность процесса внедрения модели.
При модельном представлении задач логистики транспорта необходимо учитывать, что показатели развития любой производственно-экономической системы в принципе зависят от двух ее взаимосвязанных характеристик: состояния и функционирования.