В списке российских и украинских клиентов компании "Rауtег Iпс.", внедривших систему стратегического планирования, находятся как большие, так и малые предприятия, В связи с этим возникают следующие вопросы: Существует ли зависимость между величиной предприятия и способами создания системы стратегического планирования? Какие факторы могут влиять на создание этой системы? Ответам на эти вопросы посвящена данная статья.
При обсуждении этих вопросов целесообразно обратиться к причинам, вынуждающим организацию идти по пути создания системы стратегического планирования. По мнению Николая Широкопояса, директора компании "Ирита", основные причины могут быть следующие:
потеря позиций предприятия на рынке и потеря ориентации в развитии предприятия;
неудовлетворенность клиентов работой предприятия;
возрастающая нехватка оборотных средств и неэффективность использования ресурсов;
снижение качества продукции, оказания услуг;
разрозненность структурных звеньев, нередко приводящая к противостоянию и, как следствие, к потере управляемости ими;
рост административно-управленческого аппарата наряду с падением производительности труда на предприятии;
текучесть кадров, отток квалифицированных специалистов.
Это причины, характерные для многих предприятий. Но способы внедрения системы стратегического планирования не являются универсальными для любой компании. В этой связи компании, приступающей к созданию системы стратегического планирования, нет смысла слепо копировать опыт уже внедривших систему компаний, то есть заниматься поиском "идеальной" системы. Истина лежит где-то посередине: необходимо рассмотреть классическую систему, а затем, по мере накопления опыта, необходимо модифицировать ее под специфику конкретной компании. Однако существует и некий типовой набор факторов, которые будут влиять на создание системы стратегического планирования.
В первую очередь, это степень формализации системы стратегического планирования. Данный фактор напрямую связан со структурой предприятия, той ролью, которую играет высший уровень управления в сравнении с линейным руководством, сложностью системы управления и т.д.
Александр Семенюк, генеральный директор ЗАО "РОССИБ. ФАРМАЦИЯ" (Россия) считает, что процесс стратегического планирования требует организации слаженной работы всех подразделений компании. Руководители подразделений должны иметь четкое представление о последовательности этапов процесса и порядке проведения в компании каждого отдельного этапа. Распределение обязанностей и ответственности сотрудников в рамках процесса не должно оставаться на словах, а следует закреплять на бумаге.
Неоценимую помощь здесь окажет документирование разработанной в компании системы стратегического планирования с помощью действующей системы документации. В компании "Россиб Фармация" для документирования деятельности используются пакеты документов, состоящие из политик и процедур управления.
Политика — основной документ, в котором перечисляются все управленческие решения по рассматриваемому вопросу. Аналогом документа "Политика" в отечественном документообороте является "Положение".
Процедура управления — документ, используемый для пошаговой детализации процессов, упомянутых в политике. Бывают случаи, когда необходимо шаг за шагом описать какую-либо работу, указать, кто и что делает. Это позволяет сотруднику точно представить те действия, которые он должен выполнить, чтобы достичь поставленной цели, а также понять, как его действия влияют на работу других людей. Документ чаще всего используется для описания сложных и важных видов деятельности и служит для организации работы сотрудников.
Удачно разработанные документы помогают организации процесса стратегического планирования, препятствуют сопротивлению нововведениям, направляют действия, решения и методы работы в нужное русло.
В приведенной ниже таблице показаны направления движения организации в сторону более формальной или менее формальной системы планирования под влиянием ряда исходных условий (знаком X показано тяготение в соответствующую сторону).
Более формальная система стратегического планирования с высокой степенью детализации |
Исходные условия |
Менее формальная система стратегического планирования с низкой степенью детализации |
Небольшая организация |
Х | |
Х |
Крупная компания | |
Х |
Наличие прописанных принципов управления (политик) | |
Отсутствие прописанных принципов управления |
Х | |
Х |
Авторитарность в управлении | |
Демократический стиль управления |
Х | |
Х |
Продуманность действий вплоть до низшего уровня управления | |
Интуитивность действий |
Х | |
Х |
Имеют опыт в планировании |
Х |
Х |
Не имеют опыта в планировании | |
Х |
Стабильная внешняя среда |
Х |
Турбулентная внешняя среда | ||
Х |
Слабый уровень конкуренции | |
Острая конкуренция |
X | |
Х |
Большое количество рынков и клиентов | |
Монорынок и малое количество клиентов |
Х | |
Х |
Длительный производственный цикл | |
Короткий производственный цикл |
Х | |
Х |
Капиталоемкое производство | |
Х |
Сложные производственные процессы | |
Простые производственные процессы |
Х | |
Х |
Высокие технологии | |
Х |
Время реакции рынка на новый продукт - короткое | |
Время реакции рынка на новый продукт - длительное |
Х | |
Х |
Потребность в решении новых сложных задач, имеющих долгосрочные последствия | |
Потребность в решении краткосрочных задач |
Х | |
Х |
Потребность в координации различных видов бизнеса |