Интересно отметить, что по типам личности с точки зрения концепции Кейрси, обследованные руководители распределились следующим образом (Рис.1):
Рис.1. Распределение обследованных руководителей по типам личности Кейрси.
"Хранитель традиций" (ISFJ) - 50%, что соответствует 4 человекам;
"Администратор" (ESTJ) - 25%, что соответствует 2 человекам, у руководителя этого типа коллектив оценил психологический климат как благоприятный;
"Художник" (ISFP) - 12,5%, что соответствует 1 человеку, именно у руководителя этого типа коллектив оценил психологический климат как неблагоприятный;
"Педагог" (ENFJ) - 12,5% что соответствует 1 человеку.
Анализируя результаты исследования, полученные посредством методики Томаса, можно сделать следующие выводы:
Доминирующие стратегии поведения в конфликтных ситуациях представлены следующим образом (Рис.2):
Рис.2. Распределение стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Сопротивление - 12,5% (1 чел);
Сотрудничество - 25% (2 чел), у руководителя, придерживающегося этой стратегии поведения в конфликте коллектив оценил психологический климат как благоприятный;
Компромисс - 25% (2 чел);
Избегание - 37,5% (3 чел);
Уступка - 12,5% (1 чел), у руководителя, придерживающегося этой стратегии поведения в конфликте коллектив оценил психологический климат как неблагоприятный.
Анализируя результаты исследования, полученные посредством методики Хитровой, можно сделать следующие выводы:
Наиболее типичны высказывания следующих типов: E, e, i, M’. То есть в ответах руководителей выражается порицание, враждебность против кого-либо в окружении, упрёки, саркастические атаки; ожидается или явно подразумевается разрешение этой ситуации от подчинённых, либо руководитель сам берётся разрешить фрустрационную проблему; кроме того часто трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к полному её отрицанию.
Встречаются редко высказывания следующих типов: E’, E, I’, I, M, m. То есть иногда в ответах руководителей подчёркивается чувство фрустрированности, активность индивида направлена на переживание информации о препятствии; порой руководитель активно отрицает вину за совершённый поступок; иногда выражается смущение или сожаление отвечающего по поводу того, что он послужил причиной неприятности; ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, может быть сведена до минимума, осуждение избегается; в ответе иногда выражается надежда, что время, надёжный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать; или же, что взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию.
Не встречаются вовсе высказывания типов: I, M.
У руководителя, члены коллектива которого определили психологический климат как неблагоприятный, преобладают высказывания типа iE, что свидетельствует о его стремлении к самостоятельному, авторитарному решению проблемных ситуаций, а также об агрессивности.
У руководителя, члены коллектива которого определили психологический климат как устойчиво благоприятный, преобладают высказывания типа Ee, что свидетельствует о его агрессивности, а также о стремлении к совместному решению проблемных ситуаций, стремление к сотрудничеству в конфликте.
Таким образом, наша гипотеза о том, что некоторые личностные характеристики руководителя: рассудительность, уверенность в себе, склонность к лидерству, стремление к сотрудничеству с подчиненными, коммуникабельность позитивно влияют на социально-психологический климат коллектива.
Можно сделать вывод, что исследуемая организация - компания, не имеющая внешних жестко регламентированных правил, однако правила есть, но их носителем выступает владелец компании, осуществляющий актуальное руководство. То есть правила существуют в виде артефактов - негласных законов и установок. В компании такого рода обязательно устанавливается борьба за уровень влияния на автора правил, "близость к телу". Тот, кому больше доверяют, имеет право на принятие определенных решений или доступ к определенным ресурсам. В свою очередь сам он будет склонен устанавливать со своими подчиненными отношения, при которых именно уровень личного влияния (предмет взаимодействия - отношения) будет определять доступ к остальным благам.
Такой стиль управления характерен в первую очередь для тех, кто сам плохо владеет инструментами управления, не обладает достаточными управленческими компетенциями и вынужден удерживать власть за счет отсутствия явных правил, четко распределенных зон ответственности и границ принятия решений, когда по каждому вопросу только он сам может принять то или иное решение или дать те или иные полномочия.
Риски, возникающие при таком стиле управления очень велики. Получившие за счет влияния полномочия сотрудники могут быть весьма конструктивны на протяжении какого-то времени, однако отсутствие в культуре регламентов приводит их рано или поздно к тому, что они становятся единственными в компании носителями функций и знаний, которые не отделены от их личности. Это делает их незаменимыми, их работу невоспроизводимой, а их власть - неограниченной, и не всегда конструктивной, так как они преследуют, как правило, не столько цели компании, сколько свои личные интересы и выгоды.
В этом случае единственным выходом для компании и для владельца является повышение собственной управленческой компетентности, введение процедур открытого управления и принятия решений, разумная регламентация всех правил, обязанностей, зон ответственности, бизнес процессов. Надо признать, это часто дается с трудом, так как экспроприировавшие в результате личного влияния власть расставаться с ней не хотят и уровень влияния не ослабляют.
Это, как правило, очень сложный шаг и его успешность в большой степени зависит от силы личности самого владельца, его смелости и способности меняться и заменять межличностные манипулятивные взаимодействия цивилизованными бизнес коммуникациями.
Заключение
Одним из самых неприятных проявлений в человеческих взаимоотношениях, касается это бизнес взаимодействия или взаимодействия межличностного, является манипуляция. Манипуляция связана с тем, что цель общения, которую предъявляет наш партнер по коммуникации, не соответствует его истинной цели. Это задевает нас также сильно, как ложь, кража, обман и имеет похожую психологическую природу. При этом именно в бизнес взаимодействии мы часто чувствуем себя жертвой манипуляций, что не добавляет нам оптимизма и желания продолжать сотрудничество или выполнять поставленные задачи. Напротив, это вызывает закономерный протест, обиду, разочарование и желание отплатить тем же, что и запускает колесо конфликта, цепь непродуктивных коммуникаций.
Итак, среда, в которой правила нормы, условия и ограничения не подлежат обсуждению, и часто не упрощают, а ограничивают продуктивную деятельность людей и является той, в которой манипуляции цветут пышным цветом. Речь идет о компаниях, в которых управление и принятие решений переложено с людей на регламенты и документы до такой степени, что решение отдельного человека, даже самое разумное, не будет рассмотрено, если оно противоречит "корпоративным скрижалям". Таким образом, важно именно то, насколько корпоративные правила помогают или мешают принятию конструктивных решений.