Введение
Рыночный механизм хозяйствования, основанный на свободном предпринимательстве и конкуренции, постоянном изменении внешних и внутренних факторов в управлении производством, борьбе за эффективные рынки сбыта, требует от современного менеджера постоянного овладевания новыми знаниями и умения пользоваться ими в практике управления. Важную часть этого арсенала, как показывает мировой опыт, представляет наука менеджмента, т. е. наука управлять.
Политика управления изменяется в зависимости от этапов жизненного цикла предприятия и организации в целом, и самой системы управления в частности. Не существует идеальной типовой структуры и системы управления, которая с одинаковым успехом функционирует в разных условиях и длительное время без существенных изменений, хотя бы уже потому, что в них задействован разный кадровый состав управления.
Последовательность формирования функций управления определяется различными процедурами и целями организации. Необходимо иметь в виду, что в условиях высокой конкуренции организационная структура и вся система управления должны быть гибкими и эластичными, обеспечивать быстрое и свободное продвижение информации снизу вверх и обратно, оперативно переназначать и реструктурировать функции и задачи организационного и функционального управления.
Таким образом, технология управления, в частности процедуры управления, являются одним из факторов роста повышения экономического потенциала предприятия. Рассмотрим в этой работе более подробно вопросы анализа процедур управления.
Как любой продукт человеческой деятельности организации имеют двоякую природу: субъективную, обусловленную личностным творением, и объективную — обусловленную общественным сотворением и предназначением.
Объективная природа организаций обусловлена еще и тем, что они — живые. Организации зачинаются, рождаются, взрослеют, стареют, и, наконец, умирают. Жизнь организаций часто течет незаметно, но иногда их кризисы влекут за собой драмы и трагедии личностей, народов и поколений.
Рассмотрим общепринятое содержание понятия "организация". В соответствии с определением, данным в философском энциклопедическим словаре, организация это:
1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
Применительно к организационным системам механизм функционирования — это совокупность правил, законов и процедур, регламентирующих взаимодействие участников организационной системы. Более узким является понятие механизма управления — совокупности процедур принятия управленческих решений в организациях.
Особое место в структуре деятельности организации занимают те компоненты, которые в случае индивидуального субъекта называются саморегуляцией, а в случае коллективного субъекта, коллективной деятельности — управлением.
Саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования. В процессе саморегуляции субъект на основании оценки достигнутых результатов корректирует компоненты своей деятельности.
Рассмотрим различные определения понятия "управление". Управление — "элемент, функция организованных систем различной природы: биологических, социальных, технических, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности".
Управление — "направление движением кого/чего-нибудь, руководство действиями кого-нибудь".
Управление — "воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения".
Существует и множество других определений, в соответствии с которыми управление определяется как: элемент, функция, воздействие, процесс, результат, выбор и т.п.
Управление организационной системой — сложный процесс. Его основные этапы:
― мониторинг и анализ основных показателей деятельности;
― стратегический анализ внутренней и внешней среды организационной системы;
― определение целей и миссии организации;
― генерация стратегических альтернатив;
― выбор управленческих решений;
― уточнение стратегических и оперативных планов по основным функциональным составляющим деятельности.
Под технологией решения задач управления организационными системами понимается совокупность методов, операций, приемов и так далее, последовательное осуществление которых обеспечивает решение поставленной задачи.
Первый этап — построение модели — заключается в описании реальной организационной системы в формальных терминах, то есть задании состава и структуры организационной системы, целевых функций и множеств допустимых стратегий участников системы, их информированности, порядка функционирования, гипотез о поведении и т.д.
Второй этап — анализ модели — исследование поведения участников при тех или иных механизмах управления.
Решив задачу анализа, то есть, зная поведение управляемых субъектов при различных управлениях, можно переходить к третьему этапу — решению:
― прямой задачи управления, то есть задачи синтеза оптимальных управляющих воздействий, заключающейся в поиске допустимых управлений, имеющих максимальную эффективность;
― обратной задачи управления — поиска множества допустимых управлений, переводящих организационную систему в заданное состояние.
Имея набор решений задачи управления, необходимо перейти к четвертому этапу, то есть исследовать их устойчивость. Исследование устойчивости подразумевает решение, как минимум, двух задач.
Первая задача заключается в изучении зависимости оптимальных решений от параметров модели, то есть является задачей анализа устойчивости решений (корректности оптимизационной задачи, чувствительности, устойчивости принципов оптимальности и т.д.) в классическом понимании.
Вторая задача специфична для математического моделирования. Она заключается в теоретическом исследовании адекватности модели реальной системе, которое подразумевает изучение эффективности решений, оптимальных в модели, при их использовании в реальных организационных систем, которые могут в силу ошибок моделирования отличаться от модели.
Итак, перечисленные выше четыре этапа заключаются в общем теоретическом изучении модели организационной системы. Для того чтобы использовать результаты теоретического исследования при управлении реальной организационной системы, необходимо произвести настройку модели, то есть идентифицировать моделируемую систему и провести серию имитационных экспериментов — соответственно пятый и шестой этапы. Исходными данными для идентификации системы служат обобщенные решения, которые ограничиваются имеющейся информацией о реальной системе.