При оценке каждого из конкурентов для критериев применена десятибалльная система оценки. Оценки фирмам по третьему и пятому показателям конкурентоспособности заданы в цифровом выражении границы, по остальным применен метод экспертных оценок.
Результаты оценки конкурентоспособности представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Результаты оценки конкурентоспособности
Фирма |
Оценка фирмы по показателям конкурентоспособности |
Комплексная оценка фирмы | ||||
Качество |
Цена |
Ассортимент |
Имидж |
Доля рынка | ||
Старт |
5 |
7 |
7 |
6 |
6 |
99 |
Белмаг |
8 |
6 |
7 |
8 |
5 |
107 |
Кедр |
7 |
5 |
7 |
7 |
3 |
90 |
БЗАН |
7 |
8 |
4 |
8 |
3 |
101 |
Кирса |
4 |
6 |
3 |
5 |
2 |
68 |
Трек |
9 |
5 |
9 |
8 |
6 |
113 |
Таким образом, на основании данных табл. 1.2, можно сделать вывод о том, что основными конкурентами ИП «Трансгрупп» на рынке запчастей для автомобилей российского производства будут «Трек», «Белмаг», «БЗАН».
Оценка конкурентоспособности фирм-производителей Европы, США, Азии, Африки.
Запчасти крупнейших автомобильных фирм производятся на предприятиях Германии, Франции, Англии, Италии. Соответственно, издержки производства являются одним из самых высоких в мире. При этом расширение производства автомобилей (на 3,5 - 4 % в год) и совершенствование конструкций вызывает необходимость роста производства опор шаровых и вспомогательных рычагов. В некоторых западноевропейских странах действуют экономические ограничения на рост промышленного производства, которые, в конечном счете, ведут к удорожанию продукции.
Это создает определенные конкурентные преимущества для запланированных в перспективе к производству ИП «Трансгрупп» запчастей для автомобилей зарубежных марок. Их повышенная конкурентоспособность объясняется более низкой, чем в Западной Европе стоимостью некоторых элементов производства, в том числе труда, энергии, производственных площадей и т.д.
При построении соответствующих схем преодоления барьеров для импортируемых автозапчастей - соответствующая сертификация, наличие заказа фирмы генерального поставщика, продукции ИП «Трансгрупп» может выйти на западноевропейский рынок и занять определенную нишу. Использование компонента располагающего сетью сбыта на рынках Европы, Америки, Азии и Африки позволит также иметь благоприятную ситуацию.
Диагностика конкурирующих товаров имеет большое практическое значение, так как позволяет, с одной стороны, определить степень их удовлетворенности текущей позицией на рынке, с другой - предвидеть их возможные действия по изменению существующей расстановки сил.
При проведении маркетингового исследования в ИП «Трансгрупп» была использована различная статистическая информация о деятельности ИП «Трансгрупп» и предприятий-конкурентов: ООО СП «Аклеон» и НПК «Навигатор».
Внутренними источниками получения коммерческой информации являются данные статистической и бухгалтерской отчетности ИП «Трансгрупп» и предприятий-конкурентов, а также оперативного учета результатов коммерческой работы и личные наблюдения специалистов за работой предприятий.
Внешние источники информации дают сведения об изменениях, происходящих на рынке товаров и услуг. К ним относятся данные государственной статистики, периодической печати, консультации специалистов и организаций, специализирующихся на рыночных исследованиях, информация, полученная при специальных обследованиях.
Важным элементом анализа конкурентов является определение их текущих стратегий. Дело в том, что ни одно предприятие не может достичь конкурентных преимуществ по всем направлениям. Необходимы выбор приоритетов и выработка стратегии, максимально соответствующих тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующих сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от тактических действий на рынке, стратегия направлена на обеспечение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. Поэтому основной задачей исследований является определение базовой стратегии конкуренции, представляющей собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке. Автомобильные компоненты, реализацией которых занимается ИП «Трансгрупп», находятся в рейтинге автомобильных запчастей на достаточно высоком уровне.
В табл. 1.3 представлен образец систематизации данных при оценке конкурентоспособности ИП «Трансгрупп».
Таблица 1.3
Оценка конкурентоспособности предприятия относительно конкурентов (произведена консалтинговой компанией «Инваконт»)
Факторы конкурентоспособности |
ИП «Трансгрупп» |
ООО СП «Аклеон» |
НПК «Навигатор» |
1. Товар |
8 |
7 |
8 |
1.1. Качество |
3 |
3 |
3 |
1.2. Технико-экономические параметры |
4 |
2 |
3 |
1.3. Престиж торговой марки |
1 |
2 |
2 |
2. Цена |
4 |
3 |
3 |
3. Продвижение товаров на рынках |
6 |
5 |
5 |
3.1. Реклама |
4 |
2 |
4 |
3.2. Пропаганда |
2 |
3 |
1 |
Общее количество баллов |
18 |
15 |
16 |