Следующим различием является то, что менеджер полагается на систему, а лидер полагается на людей. Лидер устанавливает культуру сотрудничества во всей организации и создает благоприятный климат и поддерживает коммерческое поведение в организации. Он перенимает элементы поведения, деловые подходы и профессиональные привычки различных людей и культур или адаптируется к ним, а также активно вовлекает коллег в принятие решений.
Кроме того, менеджер использует доводы, а лидер – эмоции. Председатель правления корпорации Apple Стив Джобс является истинным лидером, и вдохновляет своих сотрудников тем, что проявляя свои наилучшие качества, они могут «оставить свой след во вселенной».
Ещё одно различие заключается том, что менеджер контролирует, а лидер доверяет. Менеджер обрисовывает четкую картину курса изменений, устанавливает жесткие показатели эффективности, отслеживает прогресс и несоответствующее поведение. Таким, образом, он следит за работой команды, соотносит ее успехи с поставленными целями или контрольными точками.
Одним из примеров эффективного контроля в организации является корпорация Satyam Computer Services, работающая в сфере промышленных технологий. Численность сотрудников компании превышает 25 000 человек, полторы тысячи из которых являются топ-менеджерами. В их подчинении находится полторы тысячи подразделений и функциональных структур. В свою очередь, лидер доверяет сотрудникам и принимает существование различных точек зрения и индивидуальных отличий. Он стремится, в той или иной степени, понять сложности и нюансы индивидуальных особенностей и межкультурной коммуникации и взаимодействия на рабочем месте, инвестируя в построение отношений с другими. Благодаря эффективному контролю комапия достигла оборота в более 1 млрд. долларов. [4]
Кроме того, менеджер поддерживает движение, а лидер дает импульс движению. Менеджер показывает помощь или поддержку инициатив, ведущих к переменам. Основатель бренда Tom’s of Maine Том Чаппел побуждает к инновациям в своей компании, проявляя свои лидерские качества: «Успех – это значит, что линию вашего поведения никогда не определяет конкуренция. Напротив – именно вы сами должны определять своё поведение исходя из той точки зрения, которая вам максимально близка». [5]
Менеджер является истинным профессионалом в своем деле, а лидер, скорее, энтузиастом. Менеджер видит, какой вклад его сфера/функция вносит в прибыльный рост организации. Знает, каковы планы по его сфере ответственности; Хорошо знает свою среду, в которой непосредственно оперирует. Он мыслит в контексте существующих проблем и вопросов, а также демонстрирует понимание основных вопросов в своей сфере ответственности. Лидер, в свою очередь, вырабатывает новые инициативы, направленные на получение прибыли, и затрагивающие не только его собственную сферу ответственности.
Следующее различие заключается в том, что менеджер принимает решения, а лидер превращает решение в реальность, внедряя существенные улучшения в процессы, возможности, методы или практику в значительной части компании, которые оказывают существенное влияние на финансовые показатели. Подобная культура лидерства хорошо развита в корпорации Nike.
Кроме того, менеджер делает дело правильно, а лидер делает правильное дело. Лидер принимает жесткие решения, Подробную информацию об этом можно найти в книге специалиста по рекламе Донни Дейча: «Часто ошибаюсь, никогда не сомневаюсь».[6]
Менеджер уважаем, а лидер обожаем. При этом лидер принимает на себя более высокие риски, чтобы получить более высокую выручку или конкурентное преимущество. Лидер не боится и не избегает конфликтов и критики. Руководитель американской компании WinPlus Дэн Шин сформулировал основной принцип культуры лидерства следующим образом: «Великие люди возводят себе монументы из тех камней, которые швыряют в них критики. Стремится понять соображения и чувства других.
Тем не менее, несмотря на многие преимущества лидера, он не важнее менеджера и не может его заменить. Если организация хочет выжить и тем более добиться успеха в современных условиях, ей необходимы и менеджеры, и лидеры. В идеале руководитель должен сочетать умелое лидерство с грамотным менеджментом и использовать их как две взаимодополняющие силы.
Однако с точки зрения психологии, человек не способен быть одновременно менеджером и лидером, так как это люди совершенно разных типов. Поэтому для того, чтобы найти способ обучать грамотных менеджеров и одновременно воспитывать талантливых лидеров, компаниям необходимо понимать и учитывать все различия между ними.
[1] Дафт «Менеджмент», стр 466
[2] Дафт «Менеджмент», стр 467
[3] http://www.bostonscientific.com/home.bsci
[4] http://www.mahindrasatyam.com/
[5] http://www.tomsofmaine.com/home
[6] «Often Wrong. Never in Doubt», Donny Deutsch