ВВЕДЕНИЕ
Производство конкурентоспособных товаров и услуг, их продвижение на рынки мира является важным фактором стабильности экономики, обеспечения занятости населения улучшения торгового баланса страны. Кроме того, это повышает престиж страны на международной арене и во многом определяет положение державы в международной "табели о рангах".
Поэтому многие страны мира стремятся поощрять фирмы и организации своей страны, добивающихся успехов в экспорте товаров и услуг и/или в содействии экспорту национальных товаров, и выделять их среди остальных компаний. Как правило, это осуществляется путем присуждения фирме специально утвержденного приза - премии за достижения в экспорте, что подтверждается специальным документом. При этом существуют специальные знаки, олицетворяющие эти награды, и фирмалауреат получает право в течение определенного времени помещать этот знак на своих рекламных и деловых документах и материалах. Примерами таких знаков (наград) являются :
Королевская Награда за экспортные достижения в Великобритании, среди лауреатов которой, можно назвать, компанию "C R O S S L E E", изготавливающую широкую гамму стиральных машин и вращающихся барабанных сушилок под торговой маркой "White Knight" ("Белый рыцарь");
Президентская "Е" - и "Е - Star" - награды (США) за выдающиеся успехи в экспорте.
Для получения первой экспортной награды ("Е") компания
производитель или организация, содействующая экспорту, должна засвидетельствовать значительные достижения по освоению зарубежных рынков на протяжении четырех и более лет.
Лауреаты "Е" - награды получают сертификат, подписанный секретарем по вопросам коммерции от имени президента США, значок с изображением символа награды и белый флаг с голубой "Е" для вывешивания над промышленным предприятием или офисом.
При этом фирмы, организации или частные лица, содействующие экспорту, получают сертификат "Е" - награды в области услуг по содействию экспорту. Поощрением более высокого уровня является "Е - Star" - награда, которая доступна только для обладателей "Е" - награды, продолжающих успешную экспортную деятельность.
В целях информирования широких кругов общественности журнал "Business Amerika" публикует списки экспортеров США - обладателей этих наград. Таким образом, создается ситуация, когда, развивая экспорт своей продукции, компании помогают своей стране, а страна за это отмечает их деятельность, создавая моральные стимулы для предпринимателей. В настоящий момент проблемы конкурентоспособности российских и усиления экспортной политики являются особенно актуальными для экономики России и, учитывая опыт промышленно развитых стран, для их решения могут быть использованы не только материальные, но и моральные стимулы подобные указанным выше.
На прошедшей выставке "КОНСУМЭКСПО" (1993 г.) наблюдалось большое внимание производителей и дистрибьютеров к специальной маркировке потребительских товаров. О маркировке потребительских товаров специальными знаками, с целью информирования потребителей о свойствах предлагаемых товаров, хотелось бы рассказать в этой статье подробнее. Большинство знаков, присутствующих на упаковке, этикетках или на самом товаре (за исключением товарных знаков) можно разделить на следующие группы.
1. ЗНАКИ СООТВЕТСТВИЯустановленным требованиям качества
изготовления и безопасности длялюдей. В этой группе наиболее часто встречаются знак соответствия нормам Европейского Сообщества - "СЕ". Среди прочих товаров, носящих "СЕ" - знак, продукция фирмы "SchwanStabilo" (карандаши, ручки и т. д.), отвечающая требованиям ЕС к изделиям для детей и школьников. Говоря о продукции, носящей национальные знаки соответствия, нужно сказать о южнокорейском опыте. В этой стране упоминаемой маркировке придают достаточно большое значение.
В частности, среди знаков, которыми отмечается продукция высокого уровня, - знаки "Хороший дизайн" и "Хорошее качество". Другим распространенным знаком этой группы является знак "GS" - "проверено на безопасность", удостоверяющий безопасность продукции в соответствии с германскими нормами. Особенно часто этот знак встречался на продукции ФРГ, а сейчас, естественно, на продукции объединенной Германии, производимой или экспортируемой.
Высокий уровень потребления в развитых странах мира приводит к тому, что люди желают, чтобы рекламируемые свойства товаров были подтверждены компетентными органами. Товары, одобренные ими, отмечаются специальными знаками. Это знак "исследован на пригодность для пищевых продуктов", присвоенный Институтом Фресениуса фильтровальным системам "Брита".
Все большее внимание в цивилизованноммире привлекают проблемы, связанные с охраной окружающей среды. Вопросы экологии становятся предметом рассмотрения национальных правительственных и международных органов. Тысячи людей стремятся использовать в основном экологически чистую продукцию, предметы и устройства, не причиняющие ущерба окружающей среде или сводящие этот ущерб к минимуму. В связи с этим встают задачи : - выделения экологически безвредных изделий из всей совокупности промышленных изделий!"; - стимулирования производства и применения экологической продукции; - пропаганды мероприятий по охране окружающей среды и др Знаки экологичности условно можно разделить на три
Эти же знаки могут применяться для обозначения предметов и устройств, используемых для сбережения природы, а также в качестве экологических символов.
Для обозначения аэрозолей, в составе которых отсутствуют вещества, приводящие к уменьшению озонового слоя, используют особые знаки, центральным элементом которых обычно является изображение земного шара.
Изделия из полимеров, не причиняющих значительного ущерба природе при их утилизации, также обозначаются различными знаками и надписями.
К сожалению, на отечественной продукции эко - знаки почти не ставятся, за редким исключением.
Наиболее известны в этой группе знаки "Белый лебедь" и "Голубой ангел". В Японии "Эко - знак" проставляет Японская ассоциация по охране окружающей среды.
Cреди них как гармонизированные знаки, так и собственные разработки фирм-производителей продукции. Примерами могут служить знак, применяемый в США для обозначения бумаги, полученной из вторичного сырья с надписью, говорящей о том, что бумага получена из вторичного сырья, и эмблема вторичной обработки, используемая в США для маркировки продукции из вторичного сырья, соответствующих баков, контейнеров для отходов и в пропагандистских целях.