рефераты по менеджменту

Административное управление качеством

Страница
1

Система показателей качества товара

Качество продукции имеет первостепенное значение для потребителей, так как именно качество определяет её потребительскую стоимость. При этом часто повышение качества продукции равнозначно росту её количества; кроме того повышение качества обычно достигается при меньших затратах, чем увеличение объёма выпуска продукции.

При наибольшем значении интегрального показателя качества продукции обеспечивается наивысший полезный эффект, получаемый на каждый рубль затрат, то есть максимальная эффективность для компании и общества.

Управление качеством продукции – это достижение определённого (необходимого) уровня продукции путём его установления, обеспечения, поддержания.

Задания и мероприятия по повышению качества продукции разрабатываются с учётом результатов анализа качества выпускаемой продукции исходя из:

· потребностей платежеспособного рынка в продукции определённого качества;

· основных направлений развития отрасли;

· прогнозов технического прогресса;

· требований прогрессивных стандартов.

Значение показателей качества могут формироваться на базе:

· расчётных (прогнозируемых) значений;

· рекомендуемых авторитетными организациями значений;

· лучших существующих значений в мировой или национальной практике;

· стандартов или нормативов.

Качество продукции зависит от:

· качества сырья и материалов;

· уровня развития науки и техники;

· прогрессивности применяемой технологии;

· организации труда и производства;

· квалификации кадров.

Показатели, характеризующие качество изделия, подразделяются на:

· показатели качества самой продукции;

· показатели качества изготовления продукции;

· показатели эксплуатационных качеств продукции.

Совокупность используемых для оценки уровня качества показателей весьма многообразна и может быть классифицирована по многим различным признакам. Традиционно такого рода классификация предполагает деление комплекса показателей качества на группы в соответствии со следующими основными критериями: уровень агрегирования оцениваемых полезных свойств продукции; характер размерности показателей качества; соответствие стадиям жизни изделия; специфика характеризуемых свойств продукции.

В зависимости от уровня агрегирования (объединения) оцениваемых свойств продукции показатели качества делятся на следующие виды:

1) единичные – представляют собой независимые характеристики отдельных свойств изделия, способных обеспечить его пользователю ту или иную полезность (например, производительность, габариты изделия, срок полезной службы);

2) комплексные – предназначены для характеристики определённого набора полезных свойств изделия (например, уровень надёжности, уровень эргономичности, стоимость потребления изделия):

а) групповые – характеризуют такую совокупность полезных свойств, которая отличается однородностью и схожестью единиц измерения;

б) интегральные – выражают общий уровень качества всех значимых для потребителя свойств изделия.

В зависимости от характера своей размерности показатели качества могут быть:

1) собственно качественные – используются для характеристики таких полезных свойств предметов, интенсивность проявления которых не может быть измерена количественно, например, эстетические показатели, вкусовые характеристики и т.д.;

2) количественные:

а) абсолютные – используются для характеристики таких свойств, эталонные значения единиц измерения которых являются общеупотребительными:

- балльные – в качестве инструментов измерения здесь используются разного рода балльные шкалы;

- натуральные – их интенсивность может быть оценена стандартизированными физическими единицами, например, килограмм, метр, ампер и т.д.;

- стоимостные;

б) относительные – используются для характеристики таких свойств, эталонные значения единиц измерения которых имеют ситуативную природу, например, относительная трудоёмкость изготовления продукции, относительная себестоимость изделия и т.д.

По критерию соответствия стадиям жизни изделия показатели качества делятся на:

1) прогнозируемые – их значения определяются на предпроектных стадиях и носят ориентировочный характер;

2) проектные – определяются как результат конкретных конструкторско-технологических решений, закладываемых в изделие на стадии его проектирования;

3) производственные – являются выражением конкретных особенностей производственной системы, в рамках которой разработанный проект находит своё практическое воплощение;

4) эксплуатационные – определяются как результат сочетания конструкторских особенностей изделия, реальных производственных условий его создания и условий конечного целевого использования потребителем.

В зависимости от специфики характеризуемых свойств продукции показатели качества делятся на:

1) Показатели назначения – характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область её возможного применения; в основном, служат для идентификации возможных аналогов продукции;

2) Показатели экономичности – характеризуют совокупность свойств изделия, выражающих степень интенсивности потребления различных видов ресурсов при осуществлении процессов его изготовления и целевой эксплуатации (например, удельная масса изделия на единицу основного функционального показателя, коэффициент полезного действия изделия);

3) Показатели надёжности – выражают способность изделия сохранять во времени в установленных пределах значения всех своих параметров, характеризующих способность этого изделия выполнять требуемые функции в заданных режимах и при заранее установленных условиях применения, транспортировки, хранения, ремонта и технического обслуживания (например, безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость);

4) Эргономические показатели – характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального процесса в системе «человек – изделие – среда использования»;

5) Эстетические показатели – характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения изделия; оценка этих показателей проводится экспертными группами с использованием ранжированного ряда существующих эталонных аналогов;

6) Показатели технологичности – характеризуют совокупность свойств продукции, обуславливающих оптимальность распределения финансовых затрат, материалов, труда и времени при технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации этой продукции (например, уровень удельной трудоёмкости изготовления изделия; уровень его удельной материало- и энергоёмкости, коэффициент полезного использования материалов);

7) Показатели транспортабельности – характеризуют приспособленность продукции к транспортировке без её использования или потребления (например, средняя продолжительность процедур подготовки продукции к транспортировке, среднюю трудоёмкость таких процедур и т.д.);

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту