Приведенные факты и имеющийся в современном мире опыт эффективного управления отраслями производства, связанными с удовлетворением спроса, четко свидетельствуют, что без маркетинга создать саморегулируемую систему, быстро и адекватно реагирующую на изменение ситуации на потребительском рынке, просто невозможно.
Для целостности дальнейшего изложения напомним концептуальные, методологические аспекты теории маркетинга: функции маркетинга и его основные принципы. Среди последних можно выделить три основополагающих:
тщательный учет потребностей, состояния и динамики общественного спроса и рыночной конъюнктуры при принятии решений (понимание того, что запросы потребителей являются основой основ деятельности, осуществляемой в рамках маркетинга);
создание условий для максимальной адаптации производства к требованиям рынка на основе изучения структуры общественного спроса;
воздействие на рынок и на потребителя с помощью всех доступных средств, и прежде всего с помощью рекламы (проведение целенаправленной политики по формированию спроса на свои услуги в условиях конкурентной борьбы).
Для реализации этих принципов деятельность в рамках маркетинга предполагает осуществление следующих основных функций, наиболее присущих крупным, хорошо организованным производителям товаров и услуг:
комплексное изучение рынка и проблем, связанных с осуществлением маркетинга (исследовательская функция);
планирование ассортимента услуг;
проведение мероприятий по интенсификации сбыта, включая рекламу и другие методы стимулирования продаж;
планирование сбыта, его наиболее эффективных путей (выбор места, времени и способа реализации услуг, финансовое и материально-техническое обеспечение, анализ издержек и продажных цен);
осуществление сбытовой деятельности (или иначе функции физического перемещения), охватывающей совокупность мероприятий по продвижению товаров или услуг от производства к месту потребления;
управление сбытовой сетью и соответствующим персоналом.
Хорошо известно, что маркетинг — наиболее “больное” место большинства российских предприятий. Проблема производства продукта уже давно отошла на второй план, а способность предприятия продавать произведенную продукцию является наиболее важным индикатором для потенциальных инвесторов. Многие предприятия предпринимают шаги к тому, чтобы реорганизовать или создать вновь систему маркетинга предприятия. Учитывая, что большинство предприятий находятся в сложном финансовом положении, обычно рекомендуется начать с действий, которые не требуют значительных затрат.
Обычно это меры организационно-управленческого характера, которые при целенаправленной реализации позволят предприятию значительно повысить эффективность службы маркетинга и сбыта. Безусловно, было бы желательно провести детальное исследование рынка, определить потенциал различных групп потребителей, оценить возможности компании и конкурентные преимущества, а также разработать новую маркетинговую стратегию, учитывающую эти преимущества и потенциал рынка. Более эффективно эту работу можно провести с участием консультантов по управлению.
Необходимо назначить ответственных за выполнение основных функций системы маркетинга, наделить их полномочиями и ресурсами, определить критерии оценки эффективности их работы и ответственность. Система вознаграждения сотрудников подразделения маркетинга и сбыта должна быть связана с результатами деятельности компании на рынке. Подготовка к созданию и внедрению системы управления маркетингом предприятия обычно начинается с анализа следующих функций (Таблица 1.1.):
Таблица 1.1.
Этапы подготовки к созданию и внедрению системы управления маркетингом предприятия
Этапы |
Описание |
Разработка стратегии |
Определение направлений совершенствования старой и разработки новой продукции. Определение ключевых потребителей и сбытовой политики |
Исследования рынка |
Анализ сбыта продукции. Исследование рынков. Определение наиболее привлекательных рынков сбыта. |
Продвижение продукции на рынок |
Выставки, презентации. Реклама. Стимулирование спроса. |
Сбыт конечным потребителям |
Прямые контакты с покупателями (телефонные звонки, личные посещения). Определение реакции потребителей на продукцию предприятия. |
Сбыт посредникам |
Контакты с посредниками (телефонные звонки, личные посещения). Определение реакции посредников на продукцию предприятия. |
Административная поддержка сбыта |
Обработка информации о сбыте продукции или услуг. Материально техническая поддержка сбыта. |
Логистика |
Управление доставкой и хранением продукции |
Таблица 1.1. Этапы подготовки к созданию и внедрению системы управления маркетингом предприятия (Продолжение).
Этапы |
Описание |
Управление платежами |
Контроль платежей, управление дебиторской задолженностью |
Юридические вопросы (контрактация) |
Подготовка контрактов и других юридических документов, связанных со сбытом продукции или услуг предприятия). |
Описание продуктов или услуг:
Наименование продукта;
Преимущества и недостатки;
Важнейшие конкурентные преимущества
Определение своих потребителей (целевые группы потребителей) и оценка потенциала каждой целевой группы потребителей.
Для каждой целевой группы потребителей формулирование:
Причины, по которым клиенты покупают ваши продукты и услуги;
Причины, по которым клиенты отказываются от покупки.
Описание способов продвижения продукции целевым группам потребителей, определение наиболее эффективные из них.
Анализ ценовой политики.
Определение типичных размеров сделок (крупные, средние, малые), их объемы в денежном и натуральном выражении.
Определение приоритетов, концентрация усилий и ресурсов только на тех продуктах, которые вносят наиболее значительный вклад в покрытие общих затрат и только на тех целевых группах потребителей продукции, которые имеют наивысший потенциал.
Определение точки безубыточности компании (минимально допустимый общем продаж) в денежном выражении.
Расчет индивидуального плана продаж для каждого сотрудника.
Определение минимального количества сделок, которое должна совершать компания за отчетный период.
Анализ продуктивности работы отдела продаж.