7) подготовка беседы с лицом, принимающим решение о найме новых сотрудников: прежде всего, необходимо добиться приема в отделе кадров интересующей вас организации.
Демократические государства характеризуются существованием в них политической системы, в рамках которой взаимодействует множество политических организаций. Все они в той или иной степени связаны с механизмом формирования органов власти, предполагающим альтернативный характер выборов в данные органы. А это означает, что за каждое место, например, в парламенте, будет бороться несколько кандидатов.
Что конкретно способствовало продвижению маркетинга в сферу политики и государственного управления? Прежде всего, его изначальная нацеленность на анализ и прогноз состояния рынка, с которым связано существование каждой организации, каждого индивида. Способность изучать рынок посредством новых технологий, пользоваться полученным знанием является основой рациональной, сводящей до минимума возможные риски, прагматически выстроенной и, в то же время, не близорукой политики. Политический маркетинг обусловлен естественной необходимостью общения власти и народа, государства и общества.
Важным моментом практики политического маркетинга является выяснение того, в какой мере опыт коммерческого маркетинга применим в области политики. Два вида маркетинга отличаются лишь по преследуемым ими целям.
В первом случае это достижение необходимого производителю числа продаж, во втором - желаемой политической и финансовой поддержки. «Хотя маркетинг политический и маркетинг коммерческий несколько отличаются друг от друга, - пишет Ф. Котлер в предисловии к книге Г. Маузера, - то общее, что у них имеется, достаточно велико, чтобы оправдать заинтересованность первого в инструментарии второго».
В литературе содержится много различных определений политического маркетинга. То общее, что в них подчеркивается, сводится к следующему: политический маркетинг - это широкий комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, политических лидеров, кандидатов в депутаты представительных органов власти и других властных структур в целях обеспечения их победы на выборах. В этом определении политического маркетинга главным обстоятельством, отличающим его от маркетинга в экономической сфере, является его направленность на формирование политической власти.
Очевидно, столь высокое предназначение обусловило тот факт, что политический маркетинг получил широкое распространение практически во всех зарубежных странах с демократическим политическим режимом.
Понятие «политический маркетинг» используется и в более широком смысле. В этом случае имеется в виду исследование вопросов взаимодействия политических кампаний, роли средств массовой информации в избирательном процессе, проблемы создания имиджа политических лидеров и т.п.
Что же именно роднит маркетинг политический и маркетинг коммерческий? Почему маркетинговый инструментарий так легко применим к сфере политики? Прежде всего потому, что между товаром коммерческим и товаром политическим достаточно много сходства:
- любой товар обладает отличающими его качествами - цветом, формой, способом предъявления покупателю, позиционированием; равным образом политик предъявляет обществу свой внешний вид, поведение и проч.;
- любой товар имеет этикетку, марку, определенную известность; политик, соответственно, выдвигается какой-либо партией, имеет репутацию консерватора или новатора, обладает опытом предшествующей деятельности и т.д.;
- с каждым товаром ассоциируется «сервисная программа», т.е. набор благ, который потребитель получит, купив товар; любой политик представляет в ходе политической кампании свою платформу, объясняет способы своих будущих действий, перечисляет блага, которые получит избиратель, отдав за него свой голос;
- чтобы получить известность у потребителей, товар должен быть «продвинут» на место своей продажи, отрекламирован; с помощью тех же технологий «продвигается» и рекламируется кандидат;
- у любого товара есть конкурент: если конкурент отсутствует, значит, речь идет об уникальном продукте, появление которого революционизирует рынок; в политике складывается такая же ситуация, но со смещением фаз: революционная ситуация порождает, как правило, единственного сильного кандидата во властители, олицетворяющего монополию на власть; в штатной же ситуации выборы проходят на альтернативной основе;
- ресурсы предприятия направляются на обеспечение продаж в количестве, зависящем от перспективности товара и в надежде на получение прибыли; для политика поиск оптимальной модели распределения ресурсов может иметь решающее значение в виду того, что средства, которыми кандидат располагает, всегда ограничены.
Понятие «политический рынок» достаточно широко употребляется в зарубежной политологии. При этом, однако, в отношении данной категории и всего спектра связанных с ней понятий мнения не однозначны.
Например, в США отождествление избирательной кампании с рынком, где предлагаются товары, в частности кандидаты, а покупателями их являются избиратели, общепризнанно и традиционно.
Во Франции же понятие «политический рынок» предпочитают не употреблять, предлагая такие эквиваленты, как «политическое поле», «политическая игра» и т.д.
Основные элементы политического рынка:
- политические субъекты (агенты) рынка, то есть производители политического товара. Их главная задача: обеспечить высокую конкурентоспособность, высокий спрос и, конечно, реализацию товара;
- политические объекты, т.е. потребители политического товара
- политический товар - это совокупность предлагаемых на политическом рынке товаров и услуг, обладающих полезностью, которая должна быть реализована в случае избрания на властные посты тех, кто эти товары предлагает.
О политическом рынке и обо всех связанных с ним понятиях («политический товар», «спрос», «предложение», «обмен» и т.д.) можно говорить с большой долей условности. Политический рынок от традиционного экономического отличается характером обменных процессов. На этих двух рынках представлены разные типы отношений, предопределяющие также и разные типы поведения. Это различие выражается в следующем:
1) И на экономическом рынке, и на политическом присутствует товар. На политический рынок поступает товар-обещание, потенциальный товар. И «голос» избирателя - это своеобразная предоплата.
2) На обоих рынках товары предназначены для обмена. На политическом рынке в качестве эквивалента предлагаемым товарам выступают голоса избирателей.
3) На двух названных рынках деньги присутствуют. Однако если на экономическом рынке они опосредствуют обмен товаров (Т - Д - Т), то на рынке политическом деньги такой роли не выполняют.
От аналогий между маркетингом коммерческим и маркетингом политическим логично отходят пять основных направлений маркетингового усилия: