Как и в редакции печатного периодического издания, ценовая политика телерадиокомпании зависит от многих факторов. От рыночной конъюнктуры — соотношения спроса и предложения на теле- и радиорынках. От результатов проводимых на них маркетинговых исследований, особенностей целевой аудитории СМИ и др. И от типа компании.
Цена продажи компанией-производителем программы или сюжета регулируется спросом на подобную продукцию. Если у вещательной компании нет своих творческих структур, создающих программы, она заинтересована получить наибольшее количество предложений от производящих компаний. Только это даст ей возможность выбрать самые интересные программы, имеющие перспективу получить высокий рейтинг у телезрителей или радиослушателей и снизить цену покупки. Если же значительная часть эфирного времени занята продукцией самой вещательной компании, то — при достаточном предложении — она может повысить цену оставшегося времени и диктовать свои условия покупки предлагаемых ей программ. Так как количество производящих компаний значительно превышает количество вещательных компаний, между ними идет острая конкуренция за сбыт своей продукции. Вещательные компании оказываются в более выгодном положении и могут устанавливать на рынке свои цены.
Крупные телерадиокомпании — OPT, PTP, НТВ, Радио России и другие, передачи которых принимают на всей территории нашей страны или большинства ее регионов, поддерживают постоянные связи с определенным кругом производящих компаний, продукция которых пользуется популярностью. Они сформировали шкалу цен для приобретения нужной им информации. Процесс продажи вещательного времени здесь регулируют с помощью прайс-листов — таблиц с тщательно просчитанными ценами на эфирное время.
Значительную часть видеоинформации крупные вещательные телекомпании вынуждены приобретать у иностранных компаний или у организаций, специализирующихся на распространении видеопродукции в разных странах. Российские компании точно также продают свою информацию ее зарубежным потребителям. Иногда этот процесс приобретает форму своеобразного бартерного обмена — с учетом стоимости приобретенной продукции.
На ценовую политику телерадиокомпании влияет размер региона распространения ее информации. Чем он меньше, тем уже возможности ее сбыта, тем меньше ее потенциальных покупателей. Компания вынуждена снижать цену своей продукции. Лишь тогда, когда она предлагает к продаже программу, сюжет или фильм, посвященные сенсационному событию, у нее появляется шанс продать их по высокой цене.
Как и в редакции печатного издания, в телерадиокомпании определяют оптимальную цену видеоаудиорекламы, связывая ее с продолжительностью представления в эфире. Здесь также формируют и используют свою систему скидок и наценок, учитывающих платежеспособность рекламодателя, особенности его объявлений и т. п. И следят за изменениями ситуации на рекламном рынке, за уровнем цен на рекламу у компаний-конкурентов.
Особое значение имеет место рекламы во времени теле- и радиовещания. За ее передачу в эфир в течение так называемого праймтайм — вечернего времени, когда перед телевизорами собирается наибольшая аудитория, рекламодатель платит многократную наценку. Еще большую сумму ему приходится выплачивать за размещение его рекламы в популярной развлекательной или спортивной программе, например, между двумя таймами международного футбольного матча. Эти же особенности определяют и цену частных объявлений на телевидении и радио.
Представим несколько вариантов примерной структуры бюджета телерадиокомпании. Их различия связаны с типом компании.
Вариант 1. Бюджет государственной телерадиокомпании Расходная часть
1. Фонды оплаты труда, материального поощрения, социального развития
2. Расходы, связанные с приобретением материалов для обеспечения работы компании
3. Расходы, связанные с обеспечением условий для работы сотрудников компании
4. Расходы, связанные с приобретением технических средств и их эксплуатацией
5. Бюджет маркетинга
6. Оплата сигнала передающему техническому центру
7. Отчисления в федеральный и местный бюджеты: налоги, соцстрах, пенсионный фонд и др.
8. Отчисления учредителю
9. Страхование жизни журналистов
10. Реализация новых проектов
11. Резервный фонд
Доходная часть
1. Дотация из федерального бюджета
2. Доход от продажи аудиовидеоинформации и программ другим компаниям
3. Доход от продажи аудиовидеоинформации зарубежным СМИ
4. Доход от публикации рекламы
5. Выручка от издательской и других видов деятельности компании
Прибыль
Балансовая прибыль - Налог на прибыль = Чистая прибыль
Вариант 2. Бюджет негосударственной производящей компании
Расходная часть
Кроме статей, указанных в предыдущем варианте, здесь появляются новые статьи:
1. Оплата гонораров авторам, исполнителям, ведущим и др., приглашенным для подготовки программ и фильмов
2. Расходы на приобретение информации для подготовки программ:
документов, фильмов и т. п. или права их использования
3. Расходы на приобретение времени у вещательной компании
4. Отчисления руководящей структуре холдинга (если компания
входит в холдинг)
Доходная часть
1. Доход от продажи информации, программ и фильмов вещательной компании
2. Дотация учредителя или спонсирование (для компании, входящей в
информационный холдинг)
Прибыль
Вариант 3. Бюджет негосударственной вещательной компании
Расходная часть
Кроме статей, указанных в варианте 1, здесь появляются новые статьи:
1. Приобретение программ и фильмов у производящих компаний
2. Приобретение информации, программ и фильмов у зарубежных компаний
3. Оплата сигнала передающему техническому центру
4. Оплата подготовки программ и фильмов (если компания сама производит часть передаваемых информации и программ)
5. Отчисления руководящей структуре холдинга (если компания входит в холдинг)
Доходная часть
1. Доход от публикации рекламы
2. Выручка от публикации частных объявлений
3. Доход от продажи информации и программ зарубежным СМИ
4. Доход от перепродажи другим вещательным компаниям программ и Ц фильмов, приобретенных у производящих компаний
5. Доход от реализации информационных и других проектов
6. Спонсирование медиа-холдингом (если компания входит в холдинг)
Прибыль
2. Бюджет информационного агентства
Как и другие СМИ, российские информационные агентства разделяются на государственные и негосударственные (коммерческие). Это сказывается на структуре и составе их бюджета, его расходных и доходных статьях, их значении и удельном весе. На формирование и исполнение этого бюджета воздействуют те же факторы, которые влияют на бюджеты других СМИ. В частности, тип информационного агентства, его специализация, размеры региона распространения его информации.
Если крупнейшие — общенациональные и региональные агентства — ИТАР-ТАСС, РИА-Новости, Интерфакс и другие — производят универсальную информацию, освещающую все стороны жизни общества на всей территории России и за ее рубежами, то другие агентства — АЭН (Агентство экономической информации), «Прайм», «ПАЛ-Информ» и т. п. — специализируются на подготовке и распространении деловой, коммерческой, спортивной или иной информации, относящейся к какой-либо определенной сфере или области жизни. Эту информацию приобретают все СМИ, но в первую очередь — специализированные издания: деловые или спортивные газеты и журналы, банки и финансовые компании, фирмы и предприятия.