Основными задачами ГАК РФ являются:
содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей.
Что может ГАК РФ?
Конкретные полномочия этого органа прописаны в Законах РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О рекламе» и «О защите прав потребителей».
Согласно статье 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в
редакции Федерального закона № 2 от 9 января 1996 г.) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) направляет:
- предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушения прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнении работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);
- материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о её досрочном аннулировании;
- материалы в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.
Государственный антимонопольный комитет (его территориальные органы) в случаях обнаружения нарушений прав потребителей вправе обращаться в суд для их защиты, предъявлять иски в суды в интересах неопределённого круга потребителей или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных Законом или иным правовым актом прав потребителей, а также предъявлять иски в арбитражные суды к индивидуальным предпринимателям о принудительном взыскании штрафов за уклонение от или за несвоевременное их исполнение.
Территориальные управления Государственного антимонопольного комитета РФ (ГАК РФ)
Федеральный антимонопольный орган образует в субъектах федерации свои территориальные управления. Их полномочия не могут превышать полномочий федерального антимонопольного органа. Они определены в Положении о территориальном управлении Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (утверждено приказом ГКАП от 13 ноября 1995 г. № 146) . Согласно этому Положению территориальные управления ГАК РФ осуществляют проведение единой государственной антимонопольной политики, защиту прав потребителей, пресечение недобросовестной конкуренции, а также контроль за рекламной деятельностью и пресечение недобросовестной рекламы. Они действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ.
В Положении подробно прописаны методы и формы осуществления территориальным управлением своих функций.
Территориальное управление вправе :
направлять в ГАК РФ предложения по совершенствованию соответствующего законодательства, практики его применения;
направлять обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых неправомерных актов, о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а также о расторжении или изменении заключённых соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;
вносить в органы исполнительной власти РФ и органы местного самоуправления на территории деятельности территориального управления предложения о введении или отмене лицензирования и квот, а также о предоставлении льгот, льготных кредитов и отдельных видов государственной поддержки;
осуществлять полномочия, предусмотренные Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
направлять нарушителям антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о защите прав потребителей предписания о прекращении этих нарушений и т.п.;
принимать решения о наложении штрафов за названные нарушения, административных взысканий;
устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на соответствующих товарных рынках;
принимать решения о полном или частичном приостановлении рекламной деятельности в случае, если контрреклама не осуществлена нарушителем в представленный территориальным управлением срок;
обращаться в суд, арбитражный суд с исками и заявлениями, участвовать при рассмотрении в суде или арбитражном суде дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и законодательства о рекламе;
направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе [16].
Совместным письмом ГАК РФ и Генеральной прокуратуры РФ от 28 августа 1995 года территориальным управлениям вменено в обязанность в недельный срок направлять в органы прокуратуры для правовой оценки и принятия процессуального решения требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также других нарушениях законодательства. Приказом ГАК РФ от 4 апреля 1996 г. № 42 утверждено «Положение о порядке рассмотрения Комитетом и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей» [16].
Центральным органом исполнительной власти РФ, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию работ по стандартизации, метрологии и сертификации в настоящее время является Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ).
Закон РФ «О защите прав потребителей» (статья 42, пункт 3) возлагает на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), ответственен этот орган и за организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг). Таким образом, Госстандарт России обладает довольно широкими полномочиями в области обеспечения безопасности потребителей.
В соответствии с «Положением о государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешнеэкономических связей и торговли РФ» [13], утверждённым Постановлением Правительства от 14 июля 1997 года, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция) – государственный орган, основными задачами которого являются: государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления; деятельностью по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущении поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.