Необходимо отметить, что применение модели программного обеспечения системы на основе использования общих сервисов middleware позволяет применять эволюционный ме-тод, называемый в литературе Spiral Model [12, 18]. При этом возможно внедрение новых версий информационной системы путем простого подмена базовых сервисов на новые вер-сии. Эти версии могут работать как со старой информационной системой, так и с новой, без необходимости повторного обучения персонала или исправлений в структуре существующей базы данных.
Таким образом, применение сервисов middleware позволило в среднем увеличить появ-ление новых версий программ с 4 до 7 в месяц (на 75%), снизив удельную стоимость каждой новой версии на 22%. Применение указанных технологий позволило разработать систему со значительной экономией. Так, разработка крупнейшей отечественной МИС "Интерин" длит-ся 9 лет, штат разработчиков насчитывает 25 человек. Разработка ИС, в которой принимают участие авторы, осуществляется 4 года и только 2 последних из них в ней постоянно участ-вует 2 программиста. Приняв, что данная МИС содержит только 50% от возможностей МИС "Интерин", зарплата одного программиста составляет около $300 (долл. США), а работа ве-дется 11 месяцев в году, получена экономия по сравнению с традиционными технологиями около $75900 в год. Таким образом, за 4 года работы стоимость разработки МИС на основе объектно-реляционного подхода составила 5,3% от суммы, которая потребовалась бы для создания МИС с применением традиционного подхода.
Рис. 2. Схема работы промежуточного программного обеспечения и его место в структуре программ медицинской информационной системы
На этапе, когда ИС становится пакетом многочисленных программ, остро встает вопрос их поддержки. Актуальность ее растет вместе со сроком эксплуатации и ростом количества пользователей. Наряду с начальными капитальными затратами, администрирование инфор-мационной системы составляет значительную цифру в смете расходов ЛПУ [3, 5, 10, 14]. Применение сложных комплексных информационных систем требует высококвалифициро-ванного штата программистов и администраторов [12, 15]. С ростом количества подключен-ных к базе данных системы пользователей растет и сложность ее обслуживания. В таблице 3 приведены средние еженедельные затраты времени работы администратора МИС, получен-ные в результате хронометрических исследований в медицинском центре.
Таблица 3
Трудозатраты администратора МИС
№ |
Вид деятельности |
% общего времени |
Примечание |
1 |
Обслуживание вызовов пользователей на местах |
38 | |
2 |
Установка пакетов исправлений |
17 | |
3 |
Отправка сообщений об ошибках разработчикам системы |
7.8 | |
4 |
Плановое обслуживание клиентских ПК (дефраг-ментация диска, проверка на вирусы) |
6,9 | |
5 |
Знакомство с литературой |
5 | |
6 |
Анализ журналов безопасности |
4 | |
7 |
Установка новых приложений |
3,5 45,7 |
45,7% при вне-дрении системы |
8 |
Контроль за новыми версиями ПО и публикация-ми исправлений |
3,2 | |
9 |
Исправление сбоев в клиентских операционных системах |
0,1-2,1 |
Максимум при Windows 95/98 |
10 |
Внесение исправлений в системные справочники, текущие изменения настроек приложений |
0,3-8,6 |
Максимум - при внедрении |
11 |
Прочие |
14,2 |
Использование встроенных в middleware-приложений глобальных обработчиков оши-бок позволяет сократить время по п. 3 (отправка отчетов об ошибках) практически до нуля, т. к. вся ключевые отчеты система формирует и отправляет автоматически. Обслуживание вызовов пользователей, исправление локальных сбоев на компьютерах пользователей и вне-сение исправлений в справочники системы являются практически неуправляемыми факто-рами. Плановое обслуживание компьютеров, анализ журналов работы системы, чтение спе-циальной литературы являются постоянными величинами, истекающими из функциональ-ных обязанностей администратора системы.
Следовательно, управляемыми факторами, способными сократить (перераспределить) трудозатраты технического персонала на обслуживание системы являются: установка при-ложений системы, установка исправлений (в т. ч. самой ИС и общесистемного ПО), контроль за новыми версиями ПО. Причиной высоких показателей в этих категориях является тради-ционный способ установки прикладного ПО: администратор сети запускает инсталляцион-ные пакеты на компьютерах пользователей, а затем по мере появления и т. н. "заплатки" к ним. Учитывая высокие показатели в выходе новых версий отдельных программ МИС на ба-зе ООП, 1 администратор может обслуживать до 22-25 пользователей. По нашему опыту, время от появления пакета исправлений до его полной инсталляции на всех компьютерах се-ти может составлять от 2-3 суток при работе 50 станций до 4-7 суток при работе 100-150 станций. Этот факт чреват тем, что злоумышленник может воспользоваться этим промежут-ком для нарушения системы безопасности или другого нанесения вреда, если он знает меха-низм ошибки, которую планируется исправить "заплаткой".
Анализируя эти проблемы, было предложено использовать технологию установки и об-новления приложений [8, 11, 14]. Суть ее работы состоит в следующем: в системе имеется выделенная база данных дистрибутивов приложений. Все команды на запуск приложений используют в своей работе специальный сервис, предоставляемый системой. Ей передается команда на запуск приложения, содержащая код программы и параметры ее запуска. Всю необходимую работу выполняет система, используя следующий алгоритм (рис. 3).