Из итоговой рейтинговой таблицы ясно видно, какими факторами эффективности и финансового состояния обусловлено место предприятия в рейтинге, что дает пользователю рейтинга (например, потенциальному инвестору) комплексную картину состояния бизнеса анализируемых предприятий . Вместе с тем, следует отметить два основных ограничения рейтингового подхода:
полученная оценка является относительной, а не абсолютной. Иначе говоря, по результатам рейтинга можно сделать более или менее достоверные выводы о сравнительно большей привлекательности того или иного предприятия, к примеру, с точки зрения окупаемости возможных вложений по сравнению с другими компаниями отрасли или региона. Однако при этом рейтинговые коэффициенты (баллы) не несут никакой количественной информации о состоянии бизнеса отдельного предприятия, включаемого в рейтинг. За балльной оценкой (см. таблицу 3) стоят качественные характеристики “хорошо”, “ удовлетворительно” и т.д., которые, во многом, являются условными; как говорится, “хорошо” - это понятие растяжимое. Следовательно, составление рейтинга является инструментом лишь первичного отбора предприятий и, разумеется, должно в последующем быть дополнено полномасштабным финансово-экономическим анализом бизнеса выбранных компаний.
сравнительный рейтинг характеризует лишь общее состояние бизнеса предприятий, то есть дает, так сказать, фоновую картину. При этом не учитывается специфика конкретных вариантов взаимодействия инвестора и предприятия и, что особенно важно, возможный благоприятный эффект целевого вложения средств на финансовые результаты и финансовое состояние компании. Вполне вероятно, допустим, что существует большой потенциальный спрос на продукцию предприятия, ныне (по результатам рейтинга) находящегося “в низу турнирной таблицы”, и для использования наличествующих рыночных возможностей необходимы определенные средства на “запуск” дополнительного производства, проведение рекламной компании и т.д. Таким образом, рейтинг отвечает на вопрос “ Что есть?”, а не “Что можно сделать?”
Тем не менее, при всей существенности ограничений рейтингового подхода, он является одним из самых действенных аналитических инструментов в том случае, когда в достаточно сжатые сроки на основе лишь, по большей части сводной финансовой отчетности, необходимо, как выражаются англичане, сделать “рентгеновый снимок” (screening) целого территориального или отраслевого сегмента рынка в разрезе отдельных действующих на нем компаний.
2.4. Учет отраслевой специфики при составлении модели рейтинга.
Как уже отмечалось, одним важным критерием, определяющим методологию составления рейтинга, является целевой характер исследования. При отборе предприятий на предмет краткосрочных кредитных вложений “веса” показателей ликвидности (текущей платежеспособности) при расчете итогового балла будут превалировать. Наоборот, стратегического инвестора больше интересует состояние производственного потенциала и рыночной эффективности, поэтому в контексте отбора компаний для реальных долгосрочных инвестиций фокус смещается в сторону показателей эффективности.
Другим важным фактором, учитываемым при разработке модели рейтинга, является отраслевая специфика включаемых в исследование предприятий. Отраслевая принадлежность предприятий “из списка” влияет на:
формирование перечня показателей деятельности, включаемых в расчет итогового балла (см. Таблицу 2)
определение “весов” каждого показателя (см. Таблицу 2)
составление балльной шкалы абсолютных значений показателей (см. Таблицу 3)
Отраслевая принадлежность обуславливает специфику оборотного (финансового) и инвестиционного циклов предприятия и, соответственно, структуру его активов (ресурсного потенциала) и источников финансирования (пассивов).
Для торговли, как правило, характерны: короткое время оборота капитала, низкая доля основных средств в имуществе по сравнению с товарными запасами, расчетами и денежными средствами, финансирование текущих операций большей частью за счет краткосрочного привлечения средств ( краткосрочные кредиты, кредиторская задолженность). Долгосрочное кредитование в торговле, за редким исключением, отсутствует. Основным фактором финансового риска для торговых предприятий является потеря ликвидности вследствие разрыва, по разным причинам, сроков и величин денежных поступлений за реализованную продукцию и погашения обязательств перед поставщиками и прочих расчетов (с бюджетом, по оплате труда и пр.). При этом, в силу быстрого оборота капитала и низкой доли собственных средств ухудшение или улучшение прибыльности по текущим операциям практически незамедлительно сказывается в торговых компаниях на динамике ликвидности, то есть текущая платежеспособность (ликвидность) является, некоторым образом, индикатором не только финансового состояния, но и эффективности. Соответственно, основными показателями, включаемыми в модель рейтинга для торговых предприятий, могут являться: по эффективности - рентабельность продукции, прибыль к собственным средствам и прибыль к совокупным активам, по показателям финансового состояния - три коэффициента ликвидности и отношение чистого оборотного капитала к объему реализации (финансовая маневренность). Показатель износа основных средств для торговых организаций является малосущественным и может не включаться в рейтинговую модель. Можно также не учитывать при составлении рейтинга торговых компаний показатели балансовой прибыли в расчете на 1 руб. оборотных средств (во-многом дублирует показатель балансовой прибыли к валюте баланса) и доли собственных средств в имуществе ( при отсутствии долгосрочного заемного привлечения средств по экономической сути данный показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности, то есть не вносит дополнительных характеристик состояния бизнеса). В целом показатели финансового состояния в итоговом балле рейтинга торговых компаний должны иметь более высокие “веса” по сравнению с показателями эффективности. Среди показателей эффективности относительно меньший “вес” по сравнению с интегральными показателями прибыльности (балансовая прибыль к собственным средствам и балансовая прибыль к оборотным активам) будет иметь коэффициент рентабельности. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в торговле обе составляющих рентабельности ( удельная себестоимость реализации и цена реализации) являются очень гибкими; основную долю удельных затрат занимает покупная стоимость товаров, и здесь нет такой “жесткой” компоненты, определяемой ресурсными мощностями, как “производственные издержки”. Торговые компании часто варьируют ценой реализации для стимулирования оборота (физического объема реализации) и, в конечном итоге, повышения конечных финансовых результатов. Поэтому, если в торговой компании рентабельность продаж остается на положительном уровне, ее абсолютное значение не отражает в полной мере эффективность продаж и бизнеса в целом. В целом балльная шкала для торговли по показателям финансового состояния и эффективности (в части коэффициента рентабельности) должна быть относительно “заниженной”, так как эта отрасль является относительно “рисковой” по текущим операциям с упором на поддержание высокого уровня оборота ( а не удельной прибыли на единицу продаж). Скажем, по коэффициенту текущей ликвидности балл “хорошо” для торговых организаций может соответствовать интервалу в районе 1,3-1,4, в то время как для промышленности он смещается в сторону 1,6-2.