продукции «Каскола» может стать ведущей по производству авиационной техники указанных модификаций. Самолёты класса Х3 и Х4 в своём классе не имеют аналогов и выступают на рынке чистой монополии.
Перспективы развития рынка авиационной техники позволяют прогнозировать увеличение объёмов продаж и соответствующую загрузку производственных мощностей предприятия.
Рабочий документ №6 «Корпоративная культура общения и обслуживания».
В настоящее время на предприятиях группы «Каскол» идёт активный процесс становления принципиально новой корпоративной культуры базирующейся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно действовать на рынке в соответствии с действующим законодательством. На смену прежним руководителям пришли новые люди, свободные от авторитета традиций и лишённые инерции мышления. Именно они и стали реализовывать возникшие в ходе реструктуризации новые возможности.
Корпоративная культура - это система ценностей и убеждений, разделяемых всеми работниками фирмы, предопределяющая их поведение, характер жизнедеятельности организации.
В компании «Каскол» нет каких-либо внутренних документов регламентирующих корпоративную культуру. Но можно выделить общие принципы, принятые на предприятиях группы «Каскол»:
- всегда выполнять обещания в срок. Если не смогли это сделать, не оправдываться, а определить новый срок и сдержать слово;
- всё с чем сталкивается работник, он должен рассматривать с точки зрения пользы для своего дела; но в то же время учитывать и интересы партнёра;
- быть внимательным и объективным к предложениям, не представляющим для фирмы интерес, отклонять их тактично и вежливо;
- не оставлять без тщательного анализа не один случай неудачи, сбоя или промаха;
- в общении с людьми научиться понимать не только то что сказано, но и то что не высказано;
- руководствоваться в работе тремя «не»: не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь;
- избегать заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении, в этом явно видны переоценка собственной персоны и пренебрежение к окружающим;
- оценить значимость основных организационных символов (название компании, логотип, лозунги) для сотрудников;
и другие.
В авиастроении, как в прочем и в других отраслях, большую роль играет имидж компании. Если разобраться почему, то мы быстро перейдём от имиджа к рейтингу - финансовому. Это не только вопрос цены денег, это вопрос самой возможности крупных инвестиций. Далее имидж важен потому, что данный бизнес базируется на очень долгосрочных отношениях с клиентами. Это же не угли для камина: ты продал, я сжёг, а в следующий раз я может быть, куплю у другого. На «Касколе» обязаны выстраивать долгосрочные отношения с заказчиками, субпоставщиками, партнёрами, инвесторами. Потому что цикл разработки самолёта - пять лет, а цикл эксплуатации ещё больше.
В компании идёт работа по систематическому созданию благоприятного отношения к фирме возможных клиентов и партнёров, включая правительственный аппарат и государственные учреждения. С этой целью поддерживается связь с представителями массовой информации посредством пресс-конференций, помещения статей в газетах и журналах или телерепортажей, общественной деятельности, юбилейных мероприятий, участие в международных авиасалонах и авиашоу.
Рабочий документ №7 «Анализ показателей реализации».
Показатели реализации: сумма реализации, реализация по регионам, по модификациям самолётов представлена в таблице 2.
Из таблицы видно, что основным потребителем продукции «Каскола» являются отечественные авиакомпании, а также Индия и Китай.
Среди модификаций самолётов нет явного лидера по предполагаемому объёму продаж.
Рабочий документ №8 «Конкуренция».
Основными конкурентами компании «Каскол» является КБ Яковлева и немецкая компания «Люфтганза».
Основной завод «Люфтганзы» (SO Luftganza) расположен в городе Потсдаме. Производство комплектующих для продукции данной авиакомпании налажено в 12 странах мира, в основном в Европе. Также «Люфтганза» имеет представительства в 35 странах. Персонал компании насчитывает 35000 человек.
На данный момент «Люфтганза» является монополистом на рынках Америки и Европы и имеет возможность продавать самолёты по монополизированной цене, позволяющей иметь требуемый уровень прибыли. В 2000 году годовой оборот компании составил 252 млрд. $, а чистая прибыль - 1290 млн. $.
В деловом мире компания имеет высокий имидж и зарекомендовала себя как надёжного партнёра.
В планах «Люфтганзы» удержание рынков Америки и Европы и выход на быстро растущий и достаточно перспективный рынок Китая.
Основные конкурентные преимущества «Каскола» перед «Люфтганзой»: низкая стоимость при таком же качестве, возможность быстро разрабатывать и внедрять новые разработки. Недостатки: низкий имидж «Каскола», недоверие к новым компаниям, тем более из России, неустойчивое финансовое положение.
КБ Яковлева включает в себя 5 заводов по производству деталей и сборке узлов для самолётов в России. Завод по сборке самолётов находится в Самаре. Некоторые комплектующие поставляются из стран СНГ, в основном с Украины.
Ценообразование на основе директ-костинга (себестоимость определяется исходя из переменных затрат). Все предыдущие годы предприятие терпело убытки и лишь в 2000 году была получена прибыль 340 млн. руб.
КБ Яковлева является основным конкурентом «Каскола» на российском рынке. Основные преимущества «Каскола» по сравнению с КБ Яковлева: выпуск самолётов отвечающих высоким мировым стандартам, большая приспособленность сотрудников к работе в современных рыночных условиях. За последние 10 лет в КБ Яковлева был разработан всего один новый самолёт (в серийное производство не пущен). Недостаток «Каскола»: молодость компании, отсюда недоверие потенциальных клиентов.
По оценкам экспертов, если не произойдёт кардинальных изменений в управлении компанией, то через десять лет КБ Яковлева не сможет конкурировать на рынке авиатехники.
Кроме «Люфтганзы» и КБ Яковлева существуют американские конкуренты, но их доля на рынке самолётов класса «город-деревня» и «город-город» не превышает 5%.
Рабочий документ №9 «Предприятие и его конкуренты».
Таблица 4
Оценка конкурентоспособности «Каскола»
Факторы конкурентоспособности |
«Каскол» |
«Люфтганза» |
КБ Яковлева | ||
Доля на рынке России 2000/2010(прогноз),% |
2/55 |
0/3 |
95/40 | ||
Доля на мировом рынке 2000/2010(прогноз),% |
0/30 |
60/55 |
35/10 | ||
Качество продукции |
Высокое |
Высокое |
Не соответствует европейским стандартам, вступающим в действие с 2002 года | ||
Имидж компании |
Низкий |
Высокий |
Средний | ||
Цена |
Средняя |
Высокая |
Низкая | ||
Финансовое положение |
нестабильное |
устойчивое |
нестабильное | ||
Сервисное обслуживание |
Только на заводе. Требуется разработка сервисных центров. |
Хорошо налаженная сеть в Америке и Европе |
Сервисная сеть в России и СНГ | ||