- отсутствие российского капитала в венчурной индустрии России - одного из основных факторов привлекательности страны для зарубежных инвесторов;
- низкая ликвидность венчурных инвестиций, в значительной мере обусловленная недостаточной развитостью фондового рынка, являющегося важнейшим инструментом свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий;
- отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов;
- низкий авторитет предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса.
Кроме того, сдерживающими развитие венчурной индустрии факторами являются:
- недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии в России,
- недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами и низкий уровень инвестиционной культуры предпринимателей;
- усложненная регистрация венчурных фондов в российской юрисдикции.
Оказание содействия на государственном уровне в решении указанных проблем и устранении имеющихся препятствий позволит значительно ускорить развитие и повысить эффективность зарождающейся в России венчурной индустрии.
Формирование в научно-технологической сфере сегмента инновационной инфраструктуры, обеспечивающей создание малых технологических предприятий, и условий для их динамичного развития.
Несмотря на рост в стране числа технопарков и инновационно-технологических центров число малых предприятий в научно-технической сфере не увеличивается. Основная причина заключается в том, что отсутствует звено инфраструктуры, обеспечивающее процесс создания и развития на начальном этапе малых предприятий. Как показывает мировая практика, этот этап становления и стартового развития малых технологических предприятий не может эффективно осуществляться без государственной поддержки.
Для стимулирования появления в научно-технической сфере России новых и развития существующих малых и средних динамично растущих технологических инновационных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямого (венчурного) инвестирования, необходимо на базе государственных научных центров, университетов, академических и отраслевых институтов создавать специализированные структуры инкубирования компаний на начальном этапе их жизни (агентства по трансферу технологий).
Обеспечение агентств соответствующими помещениями и оборудованием будет осуществляться самими научными организациями, выступающими их учредителями. Дополнительная финансовая поддержка при создании и функционировании агентств в 2003 году может быть осуществлена министерствами, ведомствами, местными органами власти и государственными научно-техническими фондами из имеющихся у них возможностей. В дальнейшем, исходя из полученных результатов, могут быть рассмотрены и подготовлены на правительственном уровне предложения об усилении их государственной поддержки. Проведение этой работы в рамках положительно зарекомендовавшей себя Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России позволит обеспечить координацию действий всех участников программы.
Порядок создания и функционирования таких агентств, особенно в части использования государственных ресурсов, необходимо утвердить постановлением правительства. В течение 4-5 лет такие агентства должны быть созданы во всех ведущих государственных научных организациях. Это позволит ежегодно создавать от 3 до 5 тысяч малых предприятий технологической направленности.
Работу по подготовке кадров в области венчурного инвестирования целесообразно проводить в рамках действующей системы многоуровневой подготовки специалистов для инновационной деятельности. В 2003 году для этого необходимо организовать специальное направление, ориентированное на подготовку специалистов для венчурной индустрии. Это потребует открытия в образовательных учреждениях соответствующих специальностей, курсов повышения квалификации персонала, разработки необходимого методического инструментария.
Для решения задачи предоставления консультационной, методической и образовательной поддержки в сфере венчурного предпринимательства в регионах потребуется создать специализированные структуры, называемые на Западе "коучинг-центрами".
В целях оказания информационной поддержки участникам венчурного предпринимательства необходимо расширять практику проведения венчурных ярмарок в различных регионах России, а также развивать и другие коммуникативные площадки и сетевые структуры - профессиональные ассоциации и союзы инвесторов, электронные биржи технологий, специализированные порталы в сети Интернет по вопросам венчурного предпринимательства, проводить инвестиционные форумы и форумы предпринимателей, промышленно-экономические конгрессы и т.п. Решение этих вопросов также потребует организационной и финансовой поддержки на федеральном и региональном уровнях.
При развитии инфраструктуры венчурной индустрии важно использовать мировой опыт и возможности сотрудничества с соответствующими международными организациями и программами. Это позволит формировать национальную систему, гармонизированную по организационным, экономическим и правовым механизмам с зарубежной практикой, что облегчит привлечение в Россию зарубежных венчурных инвесторов.
На начальном этапе реализации Концепции ключевым механизмом привлечения частного капитала в отечественную венчурную индустрию является создание венчурных фондов с прямым государственным участием. Государственные средства будут снижать риски частным инвесторам, играть роль катализатора и агитатора в привлечении частных средств в венчурную индустрию страны. Такая форма государственного содействия на начальной стадии становления венчурной индустрии показала свою эффективность практически во всех странах. В России такой механизм был апробирован в 2001-2002 годах. Для управления государственной долей средств в венчурных фондах решением Правительства Российской Федерации был создан Венчурный инновационный фонд. В 2003-2004 годах предлагается создать с государственным участием 10 региональных и отраслевых венчурных фондов в различных регионах страны. Успешная деятельность венчурных фондов создаст стимулы для широкомасштабного прихода частных инвесторов, в том числе коммерческих банков, пенсионных фондов, страховых компаний, финансово-промышленных групп на рынок венчурного капитала.
По мере созревания экономических условий для вхождения пенсионных и страховых фондов, банков и финансово-промышленных групп в отечественную венчурную индустрию будет определяться потребность в корректировке регулирующего их деятельность законодательства, при этом соответствующие изменения могут быть внесены по их инициативе.