Основной вывод довольно очевиден: концентрированные компании наиболее эффективны. Но почему у них это получается? Как видно, концентрация позволяет наиболее эффективным образом использовать потенциал персонала компании. По эффективности использования активов концентрированные компании близки к среднедиверсифицированным. И, наконец, широкодиверсифицированные компании обладают рядом преимуществ, не отражаемых показателями прибыльности персонала и активов, которые позволяют им несколько уменьшить их отставание от лидера по показателю эффективности продаж. Возможно, эти преимущества объясняются наличием разнообразных бизнесов с разной цикличностью, что позволяет скомпенсировать неудачи одного направления преимуществами другого.
Главный вывод таков: концентрированные компании неизменно демонстрируют лучшие результаты. Компании со средним уровнем концентрации отстают от них не намного, а, в тех случаях, когда специфика бизнеса такова, что требуется обеспечить максимальную отдачу активов, эффективность этих двух типов компаний практически одинакова. Широкодиверсифицированные компании, видимо, имеют свои преимущества перед всеми прочими, но этих преимуществ недостаточно, чтобы обеспечить уровень эффективности сравнимый, даже со среднедиверсифицированными компаниями.
Описанная картина в принципе сохраняется, когда мы переходим к показателю Mcap/Sales (отношение рыночной стоимости к продажам), характеризующему степень доверия к компании на рынке. Но есть одно очень существенное отличие. По этому показателю преимущество концентрированных компаний составляет всего лишь 20%. Соотношение Mcap/Sales для концентрированных компаний - 157%, для среднедиверсифицированных - 134% и для концентрированных 130%. В отличие от показателей прибыли компании со средним уровнем диверсификации здесь заняли позицию ближе к другому краю шкалы - широкодиверсифицированным компаниям.
В чем дело? Почему возникают такие различия? Дело в том, что показатель рыночной капитализации - вещь достаточно субъективная. На нее большое влияние оказывает мнение игроков рынка акций, а для них эффективность компаний не являются решающим фактором. Большое внимание уделяется надежности вложений, а здесь преимущество на стороне компаний имеющих много различных бизнесов - своеобразная «страховка». Но, несмотря на эту специфику, концентрированные компании и по этому показателю сумели показать лучшие результаты.
Заключение
Проведенный анализ, конечно, не претендует на право считаться истиной в последней инстанции, но в рамках выбранной системы критериев возможно единственная интерпретация полученных результатов: быть концентрированной компанией - выгодно! Это дает вам существенные преимущества перед вашими диверсифицированными противниками в конкурентной борьбе. К сожалению, многие российские компании унаследовали логику развития удельного княжества еще с советских времен и неохотно меняют ее, считая достигаемую таким образом относительную независимость от поставщиков очень ценной. Но мир сейчас меняется быстро. Россия - довольно крупный рынок, и когда на него придут международные компании-«тяжеловесы» проблема конкурентных преимуществ будет для наших предприятий проблемой выживания. Уже сейчас это угроза гораздо серьезнее, чем потенциальные срывы поставок контрагентами, боясь которых российские заводы содержат в своем составе все, что только можно, включая собственный колбасный заводик, работающий только на заводскую столовую. (Это не совсем шутка, такое еще встречается). Чтобы выжить и сохранить бизнес нам важно использовать любые доступные преимущества, в том числе и те, которые дает концентрация бизнеса. Так что, если вам скажут, что инструментальный цех или производство товаров народного потребления - жизненно необходимы вашему заводу - задумайтесь - стоят ли приобретаемые удобства риска вытеснения с рынка «концентрированными» конкурентами.