Формирование ассортимента, выпуску продукции предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой построении оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения при этом за основу берется потребительские требования определяющие сегментов рынка, а с другой стороны необходимо обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых ресурсов с тем чтобы производить продукт с более низкими издержками производства.
Формирование ассортимента состоит в планировании практически во всех деят-ти на предприятии, направленных на отбор продуктов на рынке.
Система формирования ассортимента включает следующие основные направления:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей и особенно покупательского поведения на соответствующих рынках.
- оценка существующих аналогов у конкурентов.
- критическая оценка выпускаемых изделий уже с позиции покупателя.
- решение вопроса о том какие продукты следует дополнить в ассортимент, а какие исключить.
- рассмотрение предложений о создании новых продуктов и усовершенствовании существующих, включая вопросы цен, себестоимости, рентабельности.
- проведение испытаний продукта (тестирование) с учетом потенциальных потребителей в целя выявления их приемлемости по основным показателям.
- разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, цены, упаковки, сервиса, и др. показателей в соответствии с результатами проведения испытанный.
Одним из важнейших вопросов ассортимента и в целом товарной политики является изъятие из проги неэффективных товаров (моральноустаревших и экономически невыгодных для предприятия). При этом необходимо организовать системный контроль за новыми товарами на рынке и за его жизненный цикл. Такая информация позволяет принимает правильные решения по изъятию из произ-ва неэффективных товаров.
Планирование ассортимента начинается с момента выявления потребности в товаре на основании, полученной инфы на рынке.
На основании проведенных испытаний и оценки специалистов, служба маркетинга должна решить является ли данный товар жизнеспособным и может ли он стать дополнением к существующему ассортименту.
Разработать сетевой график планирования ассортимента, который позволяет определить время с момента появления замысла о создании продукта до начала его реализации при соблюдении последовательности этапов входящих в планирование ассортимента.
Планирование ассортимента и технический план имеют следующую последовательность:
1) планированию ассортимента предшествует разработка концепции о перспективе ассортимента предприятия, удовлетворяющего этот спрос.
2) основной целью планирования в том чтобы реализовать реальные и потенциальные возможности предприятия, его оптимальный вариант удовлетворяет предполагаемый спрос.
3) планирование ассортимента и его реальность включают: оценку замысла, разработку спецификации создания опытных образцов, проверку возможности массового произ-ва с целью установления соответствия рыночным требованиям и прибыльности предприятия.