Даже в небольшой организации, не имеющей структурных подразделений, могут сформироваться группы (хотя бы по неформальным критериям). Г. Тэджфел (создатель теории социальной идентичности) экспериментально доказал универсальность и неизбежность межгрупповой дискриминации. Любое количество индивидов будет рассматривать себя как группу при условии, что субъективно воспринимаемая разница между ними менее значительна, чем по отношению к общностям других индивидов.
И все же наиболее вероятная межгрупповая дифференциация возникает в связи со специализацией, обусловленной основной деятельностью организации.
Группы не могут не взаимодействовать: одна с одной или несколькими, иногда член одной группы взаимодействует с членом другой, причем оба выступают как представители своих групп.
Цели такого взаимодействия разнообразны. Самые распространенные — это обмен материалами или информацией, потребность для одной группы быть в курсе работы другой или участвовать в ее деятельности, совместно решать проблемы, принимать решения или участвовать в производственном процессе, конкуренция за ресурсы или престиж, наконец, просто физическое соседство.
Заметим, что конкуренция принимает иногда довольно причудливые формы. Подобно людям, группы могут соперничать не только за деньги и власть, но также за престиж и признание. В результате соперничества в группе может смениться лидер. Обычная реакция руководителя в такой ситуации — усиление формального контроля за групповой деятельностью. Иной руководитель, проанализировав конфликт, может предпочесть сложить с себя полномочия, но большинство «лидеров» не желает мириться с поражением и переходит к более жесткому командному стилю.
Хотя теоретически все группы в организации работают ради одной и той же цели, они, конечно же, имеют разные интересы. К тому же многие группы обычно считают свою нагрузку нереальной, а оценку труда несправедливой. В крайних проявлениях это ведет к полному смещению целей.
Существуют четыре признака эффективного (неэффективного) сотрудничества, выведенные Полом Р. Лоренсом и Джей В. Лорш из Гарвардской школы бизнеса, обобщившими причины групповых конфликтов[1] (этот вопрос исследовали Артур X. Уокер и Джей В. Лорш):
1) сходство целей;
2) отличие под своим временным горизонтам — отделы научных исследований и разработок ориентируются на долгосрочные цели, а отделы сбыта обычно рассчитывают все на более короткие периоды;
3) различие личных целей членов групп, приводящее к «ненужным» неформальным контактам в рабочее время;
4) отличие формальными структурами (например, числом уровней управления).
В производственной компании важно решить, как формировать группы — по производственному принципу, чтобы малые группы работали согласованно, как единый производственный отдел, или по функциональному, учитывая специализацию (НИР, маркетинг, производственные бригады), в каждом конкретном случае делая трудный выбор между этими альтернативами.
Можно выделить два пути: дифференциацию и интеграцию[2]. Дифференциация связана с различными подходами и правилами работы, которых придерживаются разные специалисты, работающие в группе, а интеграция характеризуется единым подходом и сотрудничеством всех членов коллектива.
Проведенные исследования показали, что при функциональной организации, когда разные группы имеют меньше контактов друг с другом, и дифференциация и интеграция дают небольшой эффект, тогда как при производственной и дифференциация и интеграция оказываются намного результативней. Функциональные группы работали эффективнее и стабильнее, но из-за общей краткосрочной перспективы с трудом оптимизировали свои возможности. У производственных групп наблюдалось обратное — долгосрочная перспектива позволяла постоянно повышать потенциал, но вредила стабильности. Наконец, работники функциональных групп испытывали большее удовлетворение от работы и переживали меньше стрессов и осложнений, чем члены производственных коллективов.
В функциональных коллективах разногласий было меньше, поскольку люди работали в основном в окружении специалистов в своей области. В производственных группах общение между специалистами разных областей было более открытым и свободным. Очевидно, что каждый подход имеет свои достоинства и недостатки в зависимости от реальной ситуации. Главное — найти уровень интеграции, позволяющий эффективно работать. Если же для хорошей работы нужна дифференциация, следует пойти и на это.
Уокер и Лорш пришли к заключению, что функциональная организация больше подходит для выполнения рутинной работы. Тогда каждая функциональная группа сможет достичь своих целей без особого взаимодействия с другими. Для того чтобы оптимизировать конфликтные взаимодействия, ее лучше всего оставить в относительной изоляции. Производственная организация лучше всего отвечает задачам, требующим принятия решений.
Однако конфликтные ситуации настолько разнообразны, что каждому выбору метода их преодоления должен предшествовать тщательный исчерпывающий анализ.
Самое большее, что может сделать менеджер, это постараться сформировать группу так, чтобы нежелательных разногласий не возникало.
Исследование реальной конфликтной ситуации, возникшей в фирме, занятой в сфере игорного бизнеса[3].
В марте 2000 г. у организации, действующей с 1997 г., появился новый совладелец.
Это событие повлекло за собой следующие изменения:
1) изменение видения организации;
2) полную смену администрации (вплоть до директора);
3) частичную смену персонала (38,5%) (29,6% из вновь принятых на работу составляют сотрудники, работавшие ранее в другой фирме под руководством этих новых директора и генерального менеджера казино);
4) изменение системы оплаты труда персонала;
5) изменение графика работы персонала.
В течение полутора лет у сотрудников данной организации был график работы: четыре рабочих ночи и три выходных. Поскольку при данном графике выходные дни стабильны по отношению к дням недели, то для того чтобы все работники были в равных условиях, то есть имели бы выходные дни в разные дни недели, в конце каждого месяца была «пересменка» (П.), то есть смещение выходных дней.
В апреле 2000 г. П. была отменена по просьбе части сотрудников, что вызвало недовольство среди остальных сотрудников, которые пытались противодействовать, убеждая руководство в несправедливости данного решения. На момент проведения исследования вопрос о П. оставался все еще открытым.
Результаты исследования выявили противостояние двух равнозначных групп сотрудников.
Показатели по группе, % | |||
Вопрос |
общие показатели опроса персонала фирмы |
сторонников |
противников |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Какой у Вас стаж работы в этом казино меньше 1 месяца два месяца шесть месяцев и более |
11,5 29,6 61,5 |
9,1 18,2 72,7 | |
18,2 36,4 45,5 | |||
2. В какой смене вы работаете? А В С D Е F G |
11,5 11,5 15,4 15,4 15,4 15,4 15,4 |
9,1 27,3 27,3 18,2 — — 18,2 |
18,2 — 9,1 — 27,3 27,3 18,2 |
3. Хотели бы вы изменить свои выходные дни? Да Нет Затрудняюсь ответить |
34,6 61,5 3,8 |
63,6 27,3 9,1 |
9,1 90,9 — |
4. Какие выходные дни наиболее удобны для вас? Сб и Вс Сб или Вс Будни |
57,6 76,9 23,1 |
63,6 81,8 18,2 |
54,5 63,6 36,4 |
5. Какие выходные дни у вас в настоящее время? Сб и Вс Сб или Вс Будни |
30,8 61,5 38,5 |
— 36,4 63,6 |
54,5 72,7 27,3 |
6. С каким утверждением вы согласны? Необходимо ввести пересменку Пересменка не нужна Затрудняюсь ответить |
42,3 42,3 15,4 |
100 — — |
— 100 — |
7. Зачем следовало бы ввести пересменку? Чтобы все были в равных условиях Чтобы иметь возможность работать по совместительству Чтобы хотя бы иногда мои выходные дни совпадали с выходными днями семьи Чтобы хотя бы иногда мои выходные дни совпадали с выходными днями друзей Чтобы показать, что руководство прислушивается к моему мнению Чтобы дать отпор противникам пересменки среди коллег Чтобы жизнь была менее регламентирована Другое (чтобы иметь возможность посещать учебное заведение) Затрудняюсь ответить |
76,9 11,5 65,4 69,2 — 3,8 15,4 11,5 — |
90,9 9,1 90,9 90,9 — 9,1 18,2 — — |
54,5 18,2 36,4 54,5 — — 9,1 27,3 — |
8. Почему не следовало бы вводить пересменку ? Чтобы все были в равных условиях Чтобы иметь возможность работать по совместительству Чтобы мои выходные дни всегда совпадали бы с выходными днями семьи Чтобы мои выходные дни всегда совпадали бы с выходными днями друзей Чтобы показать, что руководство прислушивается к моему мнению Чтобы дать отпор сторонникам пересменки среди коллег Чтобы жизнь была более регламентирована Другое (чтобы иметь возможность посещать учебное заведение) Затрудняюсь ответить |
7,7 7,7 11,5 3,8 7,7 11,5 30,8 7,7 61,5 |
— — — — — — 9,1 — 90,9 |
18,2 9,1 27,3 9,1 18,2 18,2 54,5 18,2 27,3 |
9. Почему, по мнению противоположной стороны, вы придерживаетесь своей точки зрения в отношении пересменки? Чтобы все были в равных условиях Чтобы иметь возможность работать по совместительству Чтобы мои выходные дни совпадали с выходными днями семьи Чтобы мои выходные дни совпадали с выходными днями друзей Чтобы показать, что руководство прислушивается к моему мнению Чтобы дать отпор противникам пересменки среди коллег Чтобы дать отпор сторонникам пересменки среди коллег Чтобы жизнь была более регламентирована Чтобы жизнь была менее регламентирована Другое (чтобы иметь возможность посещать учебное заведение) Затрудняюсь ответить |
46,2 11,5 26,9 30,8 15,4 15,4 15,4 11,5 7,7 — 30,8 |
45,5 9,1 36,4 36,4 — 27,3 9,1 18,2 9,1 — 27,3 |
36,4 9,1 27,3 27,3 36.4 9,1 18,2 9,1 — — 36,4 |
10. Какой вариант решения данной проблемы вы бы предпочли Чтобы победила ваша разумная точка зрения Чтобы все стороны решились на некоторые уступки и пришли к разумному согласию Чтобы все стороны пришли к разумному согласию, не нарушая ничьих интересов, прав и обязанностей Данная проблема решится сама собой Пусть эту проблему решает руководство Затрудняюсь ответить |
11,5 50 46,2 — 3,8 — |
9,1 45,5 54,5 — — — |
18,2 45,5 36,4 — 9,1 — |
11. Насколько для вас важен вопрос о пересменке ? Маловажен Важен Очень важен Затрудняюсь ответить |
46,2 26,9 23,1 3,8 |
27,3 27,3 36,4 9,1 |
45,5 36,4 18,2 — |