Приведенные аргументы рейтинга R* по своей содержательной сущности идентичны первым трем аргументам индивидуального рейтинга R, но в своей совокупности не являются достаточными для объективного сопоставления между собой значений R и R*, так как рейтинг R является функцией четырех аргументов. Для того, чтобы сделать рейтинги R и R* эквивалентными друг другу по числу аргументов и, соответственно, сопоставимыми по своим значениям, целесообразно и необходимо в качестве четвертого аргумента (Р3*) рейтинга R* использовать среднее значение информационного веса Р1, определенное по всем избирательным округам. С учетом сделанных замечаний системный рейтинг голосов депутатов, избранных по партийным спискам, выглядит следующим образом:
Сумма системных рейтингов депутатов, проголосовавших за положительное решение какого-либо законодательного вопроса ( ), выраженная в процентах от общей суммы рейтингов депутатов, принявших участие в голосовании, может (и должна) служить критерием объективности решений, принятых на основе простого подсчета голосов. При этом могут иметь место 6 основных случаев, показанных на рис. 3, которые отражают 3 ситуации:
Первая ситуация ( 1-й и 2-й случай ): системные рейтинги депутатов и простой подсчет голосов согласованно выступают за принятие положительного решения.
Вторая ситуация ( 3-й и 4-й случай ): системные рейтинги и простой подсчет голосов согласованно выступают против принятия положительного решения.
Третья ситуация ( 5-й и 6-й случай ): системные рейтинги и простой подсчет голосов противоречат друг другу относительно принимаемого решения.
Регулярное определение суммы рейтингов должно стать составной частью мониторинга деятельности любого выборного органа, в процессе которого особое внимание следует уделять третьей из перечисленных ситуаций. При этом может прогнозироваться реакция большинства электората выборного органа на законодательные решения, принятые депутатами и, как следствие, осуществляться профилактика потенциальных очагов социальной напряженности.