2. Ведущий преподаватель конкретизирует содержание ролей участникам игры и знакомит их со сценарием.
3. Второй преподаватель-ассистент объясняет наблюдателям их функции и знакомит с правилами ведения хронометража и заполнения таблиц наблюдения.
4. Ассистенты заранее готовят рабочие места действующих лиц.
5. Участники игры прикрепляют таблички - идентификаторы ,и студент – "менеджер" приглашается в аудиторию.
6. По команде ведущего игра начинается. Фиксируются моменты начала и окончания игры (см. рис.1).
Таблица 2
Учет временных затрат менеджера
Вид деятельности |
Интервал времени |
Продолжительность, мин. |
1 |
2 |
3 |
V.Подведение итогов деловой игры
1. По окончании деловой игры проводится анализ использования рабочего времени менеджера. Обобщив результаты хронометража, проводимого наблюдателями, студенты классифицируют затраты времени менеджера и заполняют таблицы3и4.
Таблица 3
Эффективное время работы менеджера
Вид деятельности менеджера |
Интервал времени |
Продолжительность, мин. |
1 |
2 |
3 |
Текущая работа с документами |
10.00-10.20 |
20 |
Разговор с начальником |
10.25-10.27 |
2 |
Итого |
Таблица 4
Дневные потери рабочего времени
Интервал времени |
Продолжительн., мин. |
Вид помехи |
Источник помехи |
Причина помехи | ||||||
14.30-14.35 |
5 |
Телефонный разговор |
Жена менеджера |
Решение бытовых проблем | ||||||
16.30-16.31 |
1 |
Телефонный разговор |
Неизвестное лицо |
Ошибочный звонок | ||||||
Итого | ||||||||||
2. Студенты анализируют итоги таблицы 3 и 4, на основе чего рассчитывают и представляют графически структуру использования рабочего времени менеджера (см. рис.2).
3. Используя данные таблицы 4, студенты проводят анализ дневных потерь, их классификацию в соответствии с приведенным ниже перечнем, выявляют важнейшие "поглотители" времени и определяют меры по их устранению
Рис.2.
Сценарий игры "Менеджер как субъект управления"
НАЧАЛО РАЬОЧЕГО ДНЯ
Рис 1.
Таблица 5
Анализ дневных потерь рабочего времени
"Поглотители" времени |
Причины потерь времени |
Меры по устранению |
1 |
2 |
3 |
4. Важнейшие поглотители времени
1. Нечеткая постановка цели.
2. Отсутствие приоритетов в делах.
3. Стремление слишком много сделать за один раз.
4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения.
5. Плохое планирование трудового дня.
6. Личная неорганизованность, "заваленный" письменный стол.
7. Нерациональное чтение документов.
8. Недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе).
9. Поиски нужных записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров.
10. Недостатки кооперации или разделения труда.
11. Отрывающие от дел телефонные звонки.
12. Незапланированные посетители.
13. Неспособность сказать "нет".
14. Неполная, запоздалая информация.
15. Отсутствие самодисциплины.
16. Неумение довести дело до конца.
17. Затяжные совещания.
18. Недостаточная подготовка к беседам и обсуждениям.
19. Отсутствие связи или неэффективная обратная связь.
20. Разговоры на частные темы.
21. Нерациональная система ведения деловых записей.
22. Синдром "откладывания".
23. Желание знать все факты.
24. Длительные ожидания (например, условленной встречи).
25. Слишком редкое делегирование (перепоручение дел).
26. Недостаточный контроль за перепорученными делами.
5. По окончании деловой игры студентам может быть предложен следующий тест.
"Самоменеджмент: насколько хорошо вы справляетесь со своей работой?".
Студенты отвечают на 10 вопросов, заполняя таблицу 6, используя оценочную шкалу (см. таблицу 7).
Таблица 6
Итоговая таблица к тесту "Самоменеджмент"
Номер вопроса |
Вариант ответа |
Балл за ответ |
1 |
2 |
3 |
Сумма баллов |