1. слишком много профессиональных обязанностей надо выполнять
2. коллектив не моего возраста
3. тяжелые условия труда
На вопрос "Вы решили возникшие проблемы?" все участники анкетирования ответили утвердительно - Если да, то как? Если нет, то почему?- да, объяснение своему ответу можно свести к одному слову - «привыкли», здесь, очевидно, адаптация играет свою роль.
На следующем вопросе мнения сошлись, помощь коллег в работе всем участникам была нужна не более месяца.
Далее мнения разошлись. «В какой период своей деятельности Вы почувствовали, что овладели профессиональными навыками?» - 3 самых молодых специалиста ответили, что им на это потребовался лишь месяц, остальным 4 человекам на освоение профессиональной деятельности хватило 2 месяцев. На вопрос «Что, как Вам кажется, особенно помогло бы Вам в период адаптации?» все участники опроса ответили, что им больше всего бы помогла помощь коллег и понимание со стороны начальства.
Вопрос о дальнейшем продвижении внутри предприятия вызвал явный интерес со стороны молодых работников, 5 человек ответили «очень интересно», 2 более зрелых работников более консервативно отнеслись к перспективе профессионального роста и ответили «пока трудно оценить».
Все что касалось условий труда, удовлетворенность своей специальностью и занимаемой должностью вызывало самые отрицательные эмоции, конечно, есть и положительные стороны, такие как, отношения с коллегами и начальством, помощь и поддержка руководителя, но все же результат оставляет желать лучшего.
Проблема адаптации новых специалистов существует на предприятии, и она ярко выражена в тесте. Прежде всего, многие недовольны условиями труда и вознаграждением за труд, даже тот, что ждет их в перспективе, поэтому эффективность работы специалиста в период адаптации сводится к минимуму.
Результаты исследования проблемы адаптации на предприятии Ульяновский моторный завод показали, что проблема существует и что руководство вполне по силам решить ее.
Заключение
Важность процесса адаптации за последние годы многократно возросла. Растущий дефицит кадров на рынке труда, снижение лояльности работников, гонка зарплат - все это заставляет компании постоянно искать способы привлечения и удержания персонала. Об этом много говорят и пишут. При этом процесс адаптации нередко остается в тени, хотя именно он связывает воедино процессы привлечения и удержания персонала. В результате многие компании, прилагая титанические усилия по поиску и отбору кандидатов, благополучно теряют большинство новичков из-за отсутствия качественной адаптации, и процесс начинается сначала. На анализ причин, как правило, не хватает времени, все списывается на «тотальную нелояльность» нынешних работников или низкий уровень зарплат в компании.
Я считаю, что инструментов для построения целостной системы адаптации и компании является Матрица адаптации. Она позволяет существенно повысить эффективность компании и упорядочить существующие действия по адаптации персонала. Думаю, она необходима в практической работе.
Приложение 1
Пример
Адаптационный лист нового сотрудника
Ф.И.О.
Должность региональный представитель.
Подразделение Региональный отдел.
Руководитель
Наставник _
Дата выхода на работу « _» _ 2009 г.
Испытательный срок три месяца,
с « » 2009 г. по « » _ 2009 г.
Задачи на испытательный срок:
1) выполнение принятых ежемесячных планов по продажам (в руб.);
2) прием территории;
3) ознакомление с клиентской базой, личное знакомство с ключевыми клиентами;
4) определение потенциала вверенной территории;
5) знакомство с сотрудниками в регионах;
6) ознакомление с внутренними правилами и процедурами регионального отдела.
Мероприятия по адаптации
Мероприятие |
Дата, время |
Ответственный сотрудник |
Подпись о выполнении |
Инструктаж о внутренних правилах компании |
Менеджер по персоналу | ||
Знакомство с компанией и сотрудниками |
Наставник | ||
Welcome! Тренинг |
Менеджер по персоналу | ||
Экскурсия по заводу |
Менеджер по персоналу | ||
Тренинг «Техника продаж» |
Менеджер по персоналу | ||
Тренинг «Наставничество» |
Менеджер по персоналу | ||
Прием вверенной территории: истории продаж, текущей ситуации, планов на будущее |
Наставник | ||
Ознакомление с правилами и процедурами: сроки и алгоритмы расчета бонусов, зарплат, подготовки отчетов, проектов, финансовых документов |
Наставник | ||
Ознакомление с порядком взаимодействия отдела продаж с другими отделами (изучение памяток) |
Наставник |
Мероприятия к исполнению
Дата, время |
Мероприятие |
Ответственный сотрудник |
Подпись о выполнении |
Комментарий |
Оформление документов в отделе персонала |
Менеджер по персоналу | |||
Проверка на знание ассортимента компании |
Менеджер по персоналу | |||
Командировки в регион |
Наставник | |||
Знакомство с ключевыми клиентами |
Руководитель | |||
Знакомство с сотрудниками в регионах |
Руководитель | |||
Беседа с руководителем по прошествии первого месяца испытательного срока |
Руководитель | |||
Принятие решения о дате окончания испытательного срока |
Руководитель |