2. Создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке.
3. Всестороннее развитие способностей работников и, как результат, ориентация на использование этих возможностей в интересах фирмы.
При решении основных задач, стоящих перед кружками качества, следует руководствоваться следующими принципами:
- саморазвития. Члены кружка должны проявлять желание учиться;
- добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде «сверху»;
- групповой деятельности;
- участия всех служащих в работе кружков, то есть участие всех, кто трудится вместе в одном подразделении, на одном участке;
- применения методов управления качеством;
- взаимосвязи с рабочим местом;
- деловой активности и непрерывности функционирования. Кружки качества должны функционировать постоянно, а не какой-то установленный период времени, после которого их деятельность прекращается;
- взаиморазвития. Члены кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков.
- атмосферы новаторства и творческого поиска;
- осознания важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области.
В Японии создан штаб по кружкам качества и соответствующие региональные организации. Существующие в рамках страны кружки качества не связаны с правительством. Ни один кружок не имеет официального статуса и функционирует на принципе добровольности.
Первоочередной задачей является создание или определение отдела, ответственного за обеспечение деятельности кружков качества. Затем осуществляется подбор работника, ответственного за деятельность этого отдела. Если на фирме уже есть отдел управления качеством, кружки качеством должны функционировать под его началом. Созданный отдел осуществляет надзор за деятельностью кружков качества, планированием подготовки кадров на предприятии, проведением конференций кружков качества и конференций в рамках самих кружков, а также за системой присуждения премий и принятия предложений. При ознакомлении специалистов с деятельностью других кружков качества этот отдел занимается их подбором и осуществляет необходимые формальности. Успешная деятельность кружков качества целиком и полностью зависит от правильного выбора руководством высшего звена работника, ответственного за обеспечение управления качеством на фирме.
В деятельности кружков качества большое значение имеет приобретение опыта в решении проблем. По мере приобретения новых знаний расширяется не только кругозор членов кружка, но и возможности. В результате они начинают решать проблемы, которые не под силу даже специалистам с высшим образованием.
При внедрении управления качеством одной из наиболее важных задач является регулирование этого процесса и выявление слабых мест. В результате проверки управления качеством система управления качеством должным образом оценивается и представляются рекомендации по устранению недостатков.
Проверка управления качеством предусматривает проведение анализа функционирования системы управления качеством, методов обеспечения качества на предприятии, управления выполнением работ по субподрядам, методов рассмотрения рекламаций потребителей и внедрения обеспечения качества на каждом этапе производства, начиная с разработки нового изделия. Одним словом, такая проверка предусматривает определение эффективности системы управления качеством.
Четыре категории проверок управления качеством.
1. Проверка заказчиком системы управления качеством на предприятии поставщика.
2. Проверка управления качеством в целях сертификации.
3. Проверка управления качеством на соответствие критериям, установленным для присуждения премии Деминга за трудовые успехи и медали за успехи в управлении качеством.
4. Проверка управления качеством консультантом.
Помимо проверки управления качеством в последнее время практикуется проведение проверки системы комплексного управления качеством, предусматривающей анализ функционирования всей системы управления. Под эту категорию подпадают и критерии, установленные для присуждения премии Деминга за трудовые успехи:
1. Политика и задачи.
2. Организация и ее функционирование.
3. Обучение и степень его распространения.
4. Сбор информации, ее распространение и применение.
5. Анализ.
6. Стандартизация.
7. Контроль.
8. Обеспечение качества.
9. Результаты.
10. Планы.
Премия Деминга может присуждаться отдельным лицам за достигнутые результаты в управлении качеством и применении статистических методов. Премия Деминга может присуждаться отдельному отделу или небольшому предприятию. Фирмы, представившие заявки на присуждение данной премии, получают независимо от результатов проверок замечания и рекомендации комитета, касающиеся эффективных и неприемлемых сторон деятельности фирмы, и конструктивные предложения.
В Японии премии Деминга присуждаются уже более 30 лет, и их популярность неизменно растет, поскольку присуждение премии свидетельствует об эффективности функционирования системы управления качеством на фирме.
В 1949 г. Японский союз ученых и инженеров создал исследовательскую группу по контролю качества, которая стала заниматься анализом применения статистического контроля качества и статистических методов в промышленности.
Статистические методы по степени трудности подразделяются на три категории.
1. Элементарный статистический метод. Этот метод применяется всеми без исключения – от главы фирмы до простого рабочего.
2. Промежуточный статистический метод, рассчитанный на инженеров и специалистов в области управления качеством.
3. Передовой (с использованием ЭВМ) статистический метод. Этому методу ограниченное количество инженеров и техников, поскольку он применяется при проведении очень сложных анализов процесса и качества.
Параллельно с применением этих методов рабочие должны понимать концепцию качества, основывающуюся на том, что следующий производственный процесс является потребителем твоей продукции. Рабочие должны мыслить статистическими категориями, знать о разработке данных и применять их при определении статистической оценки, принимать решения о проведении необходимых мероприятий и определять действенные статистические категории.
Такими проблемами являются, например, ложные данные и данные, не соответствующие фактам.
Различные данные и факты представляются в двух случаях. Первый случай касается искусно созданных или неверно подготовленных данных, а второй касается неверных данных, подготовленных без применения статистических методов. Недостоверная информация представляется в том случае, если руководство выи руководство выриентируется на разброс данных в статистике.
Ошибки в применении статистических или аналитических методов являются результатом отсутствия опыта, поскольку начинающие специалисты не имеют четкого представления о статистических теориях и структурных моделях. В таких случаях опытные специалисты должны помогать своим еще неопытным коллегам.