Существо любой деятельности может быть охарактеризовано конкретным перечнем составляющих ее работ или ее составными элементами.
Содержание системы эффективного управления персоналом составляет:
1 определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия, объема производства продукции, услуг;
2 формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка);
3 кадровая политика (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка кадров);
4 система общей и профессиональной подготовки кадров;
5 адаптация работников на предприятии;
6 оплата и стимулирование труда, система материальной и моральной заинтересованности;
7 система развития кадров (подготовка и переподготовка, повышение гибкости в использовании на производстве, обеспечение профессионально-квалификационного роста через планирование рабочей (трудовой) карьеры. [2]
Целями системы управления персоналом предприятия (организации) являются:
1. Повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.
2. Повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли.
3. Обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.
Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:
- обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;
- полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;
- обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
- закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
- обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников.;
- согласование производственной и социальных задач;
- повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу. Эффективность управления персоналом во многом зависит от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.
Определение степени развития в соответствии с основным экономическим законом социализма в общегосударственном масштабе - задача сложная и трудоемкая, связанная с определением темпов роста жизненного уровня, качества и структуры личного и общественного потребления, образовательного и культурного уровня людей различных возрастных и социальных групп населения. Материальным выражением этого является сумма потребительных стоимостей, созданных за данный период в производстве (включая внешнюю торговлю) и реально использованных.
Весьма сложной проблемой является количественное выражение роста уровня жизни населения в плане всестороннего развития личности. Публикуемые статистические данные о развитии образовательного и культурного уровня, здравоохранения и т. п. отражают важные стороны гармоничного развития личности в нашем обществе, но, естественно, они не охватывают всех аспектов этого процесса.
Общественное производство достигнет максимальной эффективности лишь тогда, когда будет произведено такое количество продуктов необходимой структуры, которое полностью удовлетворит рациональные потребности общества и каждого его члена при минимальных затратах живого и обществленного труда.
Качество и адекватность способов определения эффективности рыночного хозяйства и его отдельных отраслей непосредственно связаны с измерением эффективности труда соответствующей системы управления. [3]
Выбор показателей целевой эффективности системы управления определяется ее назначением, в связи, с чем имеет место большое разнообразие показателей этой группы. С помощью этих показателей оценивается эффект (целевой результат), получаемый за счет решения тех или иных задач с помощью системы управления. Для количественной оценки этого эффекта могут применяться самые различные показатели целевой эффективности, который сильно зависит от класса решаемых задач. В системах специального назначения, для оценки эффективности используемых систем управления в качестве вычислительно – управляющего органа используются точностные, надежностные и временные показатели.
При использовании системы управления в управлении народным хозяйством на различных его уровнях используются временные показатели, обуславливающие повышение оперативность управления.
При решении задач планирования могут быть 2 группы показателей:
1.Показатели эффективности применения системы управления для составления краткосрочных текущих планов. Эффект определяется тем, что разработка планов с помощью средств управления осуществляется быстрее, точнее и полнее, с учетом большого количества факторов.
2. Показатели эффективности применения системы управления для составления перспективных долгосрочных планов. В этом случае эффект определяется не только тем, что полученный план будет разработан быстрее и точнее, но и то, что он вообще стал возможным.
При использовании системы управления в технологической цепочке по производству некоторой продукции показатели эффективности оцениваются по качеству произведенной продукции. При производстве продукции с применением систем управления, где роль системы управления заключается в улучшении характеристик производственно – хозяйственной деятельности предприятия, эффективность системы управления оценивается:
1.повышением производительности труда;
2.увеличением объема выпускаемой продукции;
3.снижением себестоимости продукции. [4]
Показатели технической эффективности управления.
С помощью этих показателей оценивается эффективность системы управления как технического средства при работе ее в различных режимах.
1. Интегральная пропускная способность системы управления на отрезке времени
2.Динамическая пропускаемая способность определяется:
Она представляет собой отношение число запросов, обслуженных системой на интервале к моменту времени к числу запросов, поступивших в систему.
Показатели эффективности функционирования системы управления в режиме разделения времени, оцениваются функции времени реакции на запрос абонента и максимально возможным их числом.
Показатели экономической эффективности управления
В качестве основных показателей этой группы используют следующие:
1) годовой экономический эффект;
2) эффект экономической эффективности капитальных вложений;
3) срок окупаемости капитальных вложений.
Величина годового экономического эффекта определяется как разность приведенных затрат, связанных с созданием и эксплуатацией некоторой вычислительной системы для базового и исследуемого варианта.