рефераты по менеджменту

Экспериментирование в исследовании социально-экономических проблем. Эксперимент в управлении

Страница
2

Эксперимент пришел в социальные науки из естествознания, где он примерно с XVII века использовался в качестве ведущего способа про­верки научных теорий. Если в естествознании экспериментальный ме­тод с давних пор используется как один из ведущих методов, то в со­циологии этот метод до сих пор не получил должного признания.

Методология экспериментального анализа общественных явлений и процессов была предложена в XIX веке английским философом Джо­ном Стюартом Миллем в работе «Система логики» (1843). Хотя сам ученый отрицал продуктивность социальных экспериментов из-за трудностей выравнивания многочисленных переменных, но им были определены два основных правила: «правило согласия» и «правило различия», которые могут быть использованы при проверке рабочих гипотез экспериментальным методом.

Суть «правила согласия» состоит в том, что если в одном ряду Р есть следствие событий А, В, С, а в другом ряду Р есть следствие со­бытий К, М, С, то причиной Р должно быть С. Для проверки рабочих гипотез в обратном порядке используется «правило различия», соглас­но которому событие «не-С» должно повлечь за собой «не-Р». Напри­мер, по рабочей гипотезе предполагается, что изменения в оплате тру­да (С) должно привести к повышению производительности труда (Р). В двух разных по составу и характеру труда бригадах вводится новая система оплаты труда. Если в обеих бригадах после введения новой системы оплаты труда производительность повысилась, следователь­но, рабочая гипотеза, в соответствии с «правилом согласия», верна. Проверка этого заключения возможна на третьей (контрольной) бри­гаде, которая работала в условиях прежней системы оплаты труда. Со­гласно «правилу различия» Милля в этой бригаде не должно происхо­дить повышения производительности труда.

Основоположники социологии как науки О. Конт, Э. Дюркгейм и М. Вебер отрицали возможность применения экспериментального метода при изучении социальных явлений и процессов. Лишь в 30-е годы XX века были предприняты первые шаги по использованию эк­спериментального метода при проведении эмпирических социологи­ческих исследований. В настоящее время социологи признают важность экспериментального метода, который позволяет не только соби­рать необходимую социологическую информацию, но и помогает вы­являть социальные проблемы и осуществлять за ними контроль, спо­собствует предупреждению принятия ошибочных управленческих ре­шений.

Социологический эксперимент - это способ получения социологической информации об изменениях в функционировании изучаемого процесса или явления в результате целенаправленного воздействия специальных факторов.

Социологический эксперимент позволяет ответить на самые разнообразные вопросы, связанные с управлением экономическими и политичес­кими процессами, например: приводит ли к росту производительности труда повышение его оплаты, какой из видов политической рекламы ока­зывает наибольшее воздействие на явку избирателей на выборы. В боль­шинстве случаев социологический эксперимент является единственным способом, с помощью которого можно проверить результаты проведен­ного исследования, имеющие прямой выход на практику управления со­циально - экономическими и политическими процессами.

Социологический эксперимент относится к числу самых трудоем­ких методов сбора первичной социологической информации и провер­ки выводов и практических рекомендаций социологических исследо­ваний. Особенность социологического эксперимента состоит в его пред­назначении, а не в методике получения социологической информации. В процессе проведения эксперимента могут быть использованы лю­бые из методов сбора первичной социологической информации (ана­лиз документов, наблюдение, опросы).

Основное предназначение социологического эксперимента при управлении социально-экономическими и политическими процессами — проверка выводов и апробация практических рекомендаций исследо­ваний. Специфика социологического эксперимента состоит в том, что посредством его изучается процесс деятельности людей в специально заданных условиях их функционирования. От того, как участники экс­перимента субъективно будут воспринимать заданные условия, во многом зависят его результаты. Отличительная черта социологическо­го эксперимента как метода получения информации состоит, во-пер­вых, в предварительном определении причинно-следственных связей между его участниками; во-вторых, в необходимости использования системного и комплексного подходов; в-третьих, в значительной про­должительности его проведения. Организация и проведение эксперимента требует больших затрат и соответственно подготовленных кадров социологов. Для проведения эксперимента требуется разработка особой программы его проведения.

При проведении эксперимента исследователю предоставляется сво­бода выбора экспериментальных групп. Однако он обязан придержи­ваться определенных критериев выбора в соответствии с задачами проводимого эксперимента. Социологический эксперимент проводит­ся не на генеральной совокупности, а на репрезентативной стратифи­кационной или квотной выборочной совокупности. Если эксперимен­тальная группа достаточно большая по количеству участников и раз­нородная по составу, тогда целесообразно ограничиться вероятностной выборкой. Социологический эксперимент целесообразно проводить в относительно однородных условиях на небольших группах обследуе­мых. Как показывает практика, наиболее результативными оказывают­ся эксперименты в малых социальных группах.

Классификация социологических экспериментов

По объекту исследования различают отраслевые эксперименты (промышленность, здраво охранение, образование) и социально-группо­вые (молодежь, студенты, рабочие, пенсионеры).

По функциям эксперимент может быть познавательным, когда ставится задача проверить выводы исследования, и прагматическим, когда необходимо убедиться в потенциальной эффективности прак­тических рекомендаций. Эксперимент, который направлен на провер­ку одной гипотезы (вывода, рекомендации), является целевым, а если он направлен на проверку нескольких гипотез (выводов, рекоменда­ций) — комплексным.

По характеру проведения эксперимент может быть полевым, ког­да он проводится в естественных условиях функционирования респон­дентов, и лабораторным, когда его проводят в специально заданных условиях, а также одноразовым и многоразовым, открытым и скры­тым. Более достоверную и надежную информацию, как правило, дает полевой многоразовый и скрытый эксперимент, так как в нем меньше проявляется субъективизм со стороны респондентов. Лабораторный эксперимент целесообразно использовать для проверки рабочих гипо­тез, полевой — для проверки практических рекомендаций.

По способу экспериментирования различают натурный и мыс­ленный эксперименты. Натурный эксперимент проводится непосред­ственно над реально существующем объектом исследования. Мыслен­ный эксперимент предполагает построение модели изучаемого объекта и экспериментирование с информацией о нем. Натурный экспери­мент может быть контролируемым и неконтролируемым.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту