1. Пример определения затрат на качество.
Организация представила в статуправление финансовый отчет, в котором затраты на качество изготовления и эксплуатации телевизоров калькулируются методом ПОД и равны
· затраты на метрологическое обеспечение производства
ПЗК = 200 тыс. руб.;
· затраты на испытания и сертификацию
ОЗК = 20 тыс. руб.;
· затраты на брак в производстве
ДЗК = 5 тыс. руб.;
· затраты от возврата продукции потребителями
ЗКВш =10 тыс. руб.
Определить сумму общих затрат на качество в этом примере и затраты на качество, являющиеся результатом внутрихозяйственной деятельности.
Решение следует из наглядной структуры составляющих затрат на качество из рис. 3:
ЗКВу = ПЗК + О3К + ДЗК = 225 тыс. руб. и
ЗКS = ЗКВу + ЗКВш = 235 тыс. руб.
2. Пример определения потерь при калькуляции затрат, связанных с процессами.
При выполнении заказанного потребителем процесса разбавления дистиллированной водой 3-х тонн этилового спирта концентрации от 96% до 56% была получена на выходе продукция с концентрацией спирта 58%. Процесс пришлось повторить до получения концентрации, заказанной потребителем.
При этом:
а) стоимость соответствия: 3000 л х 10 копеек/литр = 300 руб.
б) стоимость несоответствия: 500 руб. (в том числе 200руб. — за корректировку технологического процесса).
3. Пример применения метода определения потерь вследствие отступлений качества объекта от нормативных требований при производстве и эксплуатации объекта.
В процессе производства объекта произошло снижение производительности труда, в результате чего эргономические характеристики объекта снизились, а объем сбыта товара резко сократился.
Результаты количественного анализа потерь записаны в виде следующей матрицы стоимости потерь (руб.):
Экономическая эффективность принимается как характеристика способности системы производить экономический эффект (Э), равный разности между результатом экономической деятельности (Р) и затратами (З), произведенными для его получения (Зп) и использования или эксплуатации (Зэ).
Для единичного акта производства (изготовления), продажи (обмена) и потребления (эксплуатации) при условии, что приведение затрат к определенному периоду времени не требуется (или оно выполнено), и вводя в формулу экономического эффекта продажную цену продукции (Ц), имеем:
где
ЦП = (Ц + Зэ) — цена потребления,
Эп и Ээ — экономические эффекты производства и эксплуатации продукции соответственно.
Существует экономический механизм зависимости экономической эффективности от улучшения качества, который выражается математически.
Например, представим себе процесс изготовления и эксплуатации некой продукции, который характеризуется значениями:
Зп = 100,
Зэ = 1200,
Ц = 300.
Примем Р = 1700; к примеру, это может быть цена, за которую потребитель продаст приобретенную продукцию другому лицу. Тогда выражение полученного ранее экономического эффекта можно в численном виде записать как:
Из данного примера, а также из зарубежной практики известно, что величина цены потребления в среднем в 3-4 раза (до 10 раз) превышает продажную цену.
При улучшении качества продукции изготовителем, как правило, увеличиваются его затраты (затраты на качество); это иллюстрировалось, в частности, рис. 2. Увеличение затрат ведет к увеличению продажной цены продукции. Чтобы продукция приобреталась потребителем по более высокой цене, нужно, чтобы ее совершенствование приводило к увеличению экономического эффекта потребителя.
За счет увеличения продажной цены изготовитель стремится не только компенсировать увеличение затрат на совершенствование продукции, но и повысить свой экономический эффект, используя его для развития (расширения) производства. При этом он заботится о повышении экономического эффекта потребителя прежде всего за счет сокращения затрат на эксплуатацию, исключив или снизив дефекты при использовании продукции.
Представим, что в результате такого подхода затраты потребителя Зп составили 200, продажная цена Ц = 600, а эксплуатационные затраты 3э = 700.
Тогда числовая запись выражения общего экономического эффекта будет выглядеть следующим образом:
То есть, если изготовитель желает увеличить прибыль за счет совершенствования качества выпускаемой им продукции, то он должен количественно и качественно учесть интерес потребителя — иметь продукцию с меньшей ценой потребления. В этом случае продукция изготовителя будет реализована, и он увеличит прибыль. Нетрудно увидеть, что при таком подходе выгоду получают оба участника процесса — изготовитель и потребитель, растет общий экономический эффект, происходит научно-технический прогресс за счет совершенствования качества продукции и развития производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономические категории качества проявляются через прибыль производителя от продажи качественного изделия и через затраты производителя на обеспечение ожидаемого потребителем качества.
Производителю товаров (услуг) необходимо знание затрат, чтобы иметь сведения для принятия оптимального решения.
К затратам, связанным с качеством, относят затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество.
Используются следующие методы калькуляции затрат на качество.
Метод калькуляции затрат на качество. Этот метод касается определения затрат на качество, которые в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности и внешних работ.
Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. Здесь используются понятия стоимости соответствия и несоответствия любого процесса.
Метод определения потерь вследствие низкого качества. При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь.
Существует экономический механизм зависимости экономической эффективности от улучшения качества, который выражается математически. Если изготовитель желает увеличить прибыль за счет совершенствования качества выпускаемой им продукции, то он должен количественно и качественно учесть интерес потребителя — иметь продукцию с меньшей ценой потребления. В этом случае продукция изготовителя будет реализована, и он увеличит прибыль. При таком подходе выгоду получают оба участника процесса — изготовитель и потребитель, растет общий экономический эффект.