Нынешний экологический кризис – это результат многолетнего безрассудного отношения к природе.
В отличие от людей живые организмы стараются занять и освоить возникающие экологические ниши, особо не разбираясь их богатством и безопасностью.
Только люди, руководствуясь ими же придуманными правилами, стараются освоить богатые месторождения, оставляя напоследок бедные; лучшие земли, после освоения становятся худшими.
Такая избирательность создает противоречия в природе. Биосфера (природная вреда) живет по принципу естественного (экологического) отбора, а общество, люди ищут искусственную (экономическую) выгоду.
Первое, что придумали люди – это штрафы за нарушение порядка пользования природными ресурсами. Долгое время их считали панацеей от всех бед. Безусловно, для частной собственности, для отдельных граждан, расплачивающихся из своего кармана, штрафы были действенным средством, заметно сказывающимися на их благосостоянии и грозящим финансовым крахом. А для государственных предприятий, какими у нас они были до последнего времени, штрафы малоэффективны и в ряде случаев вредны, поскольку штрафом наказывается не руководитель или коллектив данного предприятия, а само государство. Виновник расплачивается не из своего кармана, а деньгами, собранными у народа в виде налогов.
Налог или штраф за загрязнение окружающей среды необходимо сделать достаточно высоким, чтобы предприятиям, во первых стало выгоднее охранять окружающую среду, а не загрязнять ее. Экологические рычаги должны стимулировать поиск, разработку и установку очистных сооружений. Во вторых, была бы заинтересованность комплексно использовать сырье, заниматься утилизацией отходов и сохранением природных ресурсов. В третьих, надо создать условия для внедрения прогрессивных, конкурентоспособных, экологически чистых технологий взамен устаревших и наносящих ущерб окружающей среде.
Постановлением правительства установлены три норматива платы за выбросы в атмосферу:
Размер второго норматива в 5 раз выше первого, а третьего в 5 раз выше второго.
Нельзя считать эффективным нынешний порядок исчисления штрафов за загрязнение окружающей среды, когда берутся в расчет только токсичность и объем выбросов и не учитывается их отрицательное влияние на почву, водоемы, растительный и животный мир.
Другим постановлением установлено, что платежи в пределах допустимых нормативов включаются в текущие затраты и входят в себестоимость продукции, а платежи сверх допустимых нормативов производятся за счет прибыли предприятия.
В себестоимость продукции также включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, фильтров и других природоохранных объектов.
Затраты общества на возврат окружающей среды в прежнее состояние зависит от многих факторов, таких, как состояние природной среды, масштабность намеченных к осуществлению природоохранных мер, специфика природного объекта и особенности региона и т.д.
Плата за использование земли, атмосферный воздух, полезные ископаемые, водные, растительные и животные ресурсы производится по ставкам, тарифам и ценам, устанавливаемым государственным и муниципальными органами власти.
Действующая система платы за природные ресурсы имеет много недостатков и нуждается в совершенствовании.
Обычно из руды извлекается один или два полезных компонента, ради чего осваивалось данное месторождение, а остальные, может быть, менее ценные компоненты идут в отвалы. Разработчик месторождения не заинтересован вести дополнительные научные и лабораторные работы по его полному использованию и тратить на это материальные и финансовые ресурсы. Для природы и общества – это огромный ущерб.
Другая проблема состоит в том, что разработчики не заинтересованы в полной добыче имеющихся запасов сырья на данном месторождении, поскольку они платят только за фактически добытый объем. По этой причине не извлеченным остается от 30 до 70% утвержденных запасов.
Земельный налог призван стимулировать рациональное использование земель, ее охрану и повышение плодородия почвы. При установлении ставки налога учитываются качество земли, ее назначение, категория пользователей.
Также утверждены ставки арендной платы за земельные участки, используемые на сельскохозяйственные нужды.
Кроме этого действует так называемая нормативная цена земли, которая утверждается правительством и применяется при покупке и выкупе земельных участков, передаче их по наследству и дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка и т.д.
Плата за воду определяется по тарифу 1м 3 воды, забираемой потребителем из водохозяйственных систем. Для предприятий и организаций устанавливаются лимиты водопользования.
Существует также плата за энергию, три вида лесного налога.
Лекция 8. Тема: Экологический менеджмент
В РК вопросами управления охраны природной среды занимаются государственные, законодательные, исполнительные и судебные ветви власти, объединения граждан, международные и другие общественные организации.
Конституцией Казахстана законодательные функции по вопросам охраны природы возложены на Парламент республики, который осуществляет право собственности на землю и ее недра, леса, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы, разрабатывает и совершенствует законодательство об охране окружающей природной среды и отдельных частей биосферы, определяет государственную экологическую политику и международное сотрудничество в области использования ресурсов и охраны окружающей среды, осуществляет контроль за исполнением природоохранительного законодательства.
В РК приняты следующие законы и кодексы (своды законов) по основным вопросам природопользования, сохранения и воспроизводства, а также охраны природы.
Так, в 1980 г –Закон об охране атмосферного воздуха, В 1990 г – Земельный Кодекс, В 1991 г – Закон о земельной реформе, В 1991 г – Закон об охране окружающей природной среды, В 1992 г – Закон об охране здоровья народа, В 1992 г – Кодекс о недрах и переработке минерального сырья, В 11993 г – Лесной, водный, кодексы и закон об охране, использовании и воспроизводстве животного мира.