По признаку «срок реализации» цели разделяются на долгосрочные, краткосрочные и текущие. Следует обратить внимание на то, что для различных уровней управления длительность реализации целей, входящих в одну группу, различная. Так цели макроуровня – федеральные, федеральных округов и субъективные – считаются долгосрочными, если имеют длительность реализации 25 лет, среднесрочными – 10-15 лет, краткосрочными – 3 года. Для микроуровня – районного, муниципального и локального – долгосрочные цели имеют период существования 5 лет, среднесрочные – 3-4 года, а краткосрочные – 1 год. Текущие цели рассчитаны на период до одного года.
По признаку «степень активности системы управления» в условиях динамично развивающихся рынков производителей продукции и потребителей товаров все цели можно разделить на две группы: развития и стабилизации.
Цели развития направлены на достижение таких ресурсов и состояний, которыми внутренняя среда в данный период не располагает, но желает обладать в будущем. Они актуальны для хозяйствующих субъектов либо только проникающих на рынки, когда их продукция и услуги находятся в фазе роста, либо для крупных хозяйствующих субъектов, имеющих стабильные рынки, высокую конкурентоспособность и проводящих диверсификацию, т.е. пытающих предлагать новые товары на новых географических и демографических рынках.
Цели стабилизации направлены на сохранение имеющих ценность ресурсов и состояний, которыми внутренняя среда в данный момент обладает и желает остаться на этом же уровне в будущем. Данные цели применяются на фазе стагнации и насыщения рынка продукцией и услугами и позволяют осуществлять более глубокое проникновение со старыми товарами на уже освоенные рынки потребителей.
Однако система управления одновременно для различных видов ресурсов, продукции и услуг, а также различных географических и демографических рынков может применять кА цели развития, так и стабилизации, несмотря на то, что главная стратегическая цель принадлежит к группе целей развития.
По признаку «направленность цели» все цели также подразделяются на два вида – стратегические и тактические.
Под стратегическими понимаются цели развития, реализация которых обеспечивает достижение объекта управления новых состояний. Их количественная оценка зависти от прогнозируемых изменений элементов внешней среды, создающих условия для перспективного развития хозяйствующего субъекта. По сроку реализации стратегические цели разделяются на долго-, средне- и краткосрочные, исключая текущие.
Под тактическими понимаются цели, направленные на удовлетворение текущих потребностей клиентурных рынков в товарах определённого ассортимента, необходимых качеств и свойств, по приемлемой рыночной среде, пользующихся повышенным спросом. Следует отметить, что при использовании тактических целей повышение уровня спроса заранее не прогнозируется.
Таким образом, стратегические цели базируются на прогнозах будущих состояний внутренней и внешней сред и служат основой программно – целевого или учреждающего управления. Тактические цели являются ответной реакцией внутренней среды на текущие изменения внешней, которые по отношению к деятельности системы управления хозяйствующим субъектом оказывает возмущающие воздействия. Система управления, базирующаяся на применении тактических целей, называется рефлекторной, или рефлексивной, а управление – рефлексивным.
По признаку «очерёдность внедрения» цели можно разделить на первой, второй, третьей очереди и т.д.
По признаку «отражение интересов различных уровней» различают цели трёх видов – общие, особенные, частные.
Так, к общим относятся цели, выражающие интересы всего коллектива как внутренней среды хозяйствующего субъекта. К такому виду, например, принадлежит внутренняя составляющая главной стратегической цели – обеспечить получение доходов (прибыли) в запланированном объёме или норме.
К особенным относятся цели подразделений – производственных, обслуживающих и управленческих. Любое из них, представленное цехом, отделом, службой, преследует свои собственные интересы в получении и распределении общих доходов хозяйствующего субъекта. Причём интересы одного, конкретного подразделения могут противоречить как интересам подразделений, находящимся на одном горизонтальном уровне управления, так и общим интересам всего коллектива.
Частными являются цели каждой отдельной личности (сотрудника), которые также могут вступать в противоречия с частными целями других сотрудников, особенными целями подразделения и общими целям всего коллектива.
Рассмотренный пример принадлежит к локальному уровню управления. Для федерального уровня классификация целей распределяется следующим образом: национальные цели являются общими, субъектов РФ – особенными, а хозяйствующих субъектов, расположенных на территории отдельных субъектов РФ – частными.
По признаку «необходимость создания условий для достижения» цели подразделяются на три вида – условные, нейтральные и безусловные.
Условные цели предполагают создание определённых, имеющих количественные и качественные характеристики условий для их реализации. Создаваемые условия могут способствовать более успешному (рациональному, эффективному) достижению конечных результатов либо препятствовать этому. Однако существуют условия, которые можно назвать индифферентными к процессу достижения конкретной нейтральной цели. Для системы управления хозяйствующим субъектом свойственны условные цели, для достижения которых необходимо создать условия развития во внешней среде. Примером безусловных целей могут служить цели человека как личности, достигаемые при любых условиях.
При организации работы данного учреждения используются как общие так и частные принципы менеджмента: принцип применимости, принцип системности, принцип многофункциональности, принцип интеграции, принцип ориентации на ценности, коллегиальность, принцип научной обоснованности, принцип плановости, принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, принцип автономии и свободы, принцип государственности.
Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных принципов.
Прежде всего следует отметить, что правовая форма МОУ «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей» согласно принципу государственной закономерности соответствует требованиям государственного федерального законодательства.
Это государственное образовательное учреждение II вида, в котором обучаются дети с нарушением слуха. Образовательный процесс в нём осуществляется на основе государственных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденных Министерством образования Российской Федерации и рекомендованных для использования в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях II вида, обеспечивающих государственный стандарт образования.