После выяснения инвестиционных целей и определения соотношения между классами активов можно приступать к выбору отдельных бумаг внутри классов активов. Хотя это снова потребует некоторого времени, однако мы считаем, что как можно более глубокое понимание того, в какие бумаги и каких компаний вы инвестируете, позволит вам снизить риски и увеличить доходность инвестиций в долгосрочном периоде.
Однако составление сбалансированного инвестиционного портфеля - это всего лишь первый шаг в осуществлении профессионального подхода к инвестированию. Здесь также нужно с регулярной периодичностью (например, раз в квартал или раз в полгода) пересматривать свой портфель. Регулярный пересмотр портфеля позволяет быть уверенным, что инвестиционная стратегия продолжает служить выполнению инвестиционных целей.
Существует несколько основных причин, по которым нужно периодически пересматривать портфель:
- Изменение рыночной ситуации.
Поскольку с течением времени одни секторы и бумаги начинают обгонять в росте другие, структура портфеля может отклониться от целевой. Например, вложения в акции могли существенно вырасти в вашем портфеле и стали занимать непропорционально большую долю портфеля (60% вместо 40%, например). Поэтому портфель нужно снова ребалансировать - приводить в тот вид, который был определен как оптимальный.
Если ребалансировку портфеля не производить, то он может стать слишком рискованным или, наоборот, слишком низкодоходным, что уже не будет соответствовать инвестиционным целям.
Конечно, это может выглядеть противоречащим логике, когда в результате ребалансировки портфеля вы вынуждены сокращать, например, быстрорастущие акции, которые обеспечили вам основной доход в прошлом, и перекладываться в менее доходные облигации. Однако при этом необходимо учитывать несколько довольно важных, концептуальных вещей.
Во-первых, доходность, полученная в прошлом по какому-либо инструменту или классу активов, никаким образом не является основанием для того, чтобы получать такую же доходность в будущем. Иначе есть опасность того, что вы будете покупать вблизи максимумов и продавать вблизи минимумов.
Во-вторых, финансовые рынки в долгосрочной перспективе, как правило, цикличны, и, продавая сильно выросшие бумаги или класс активов, вы имеете возможность застраховать себя от их будущего вероятного падения. И наоборот: покупая сильно недооцененные рынком бумаги, отношение к которым негативно, вы имеете возможность поучаствовать в их вероятном будущем росте.
- Изменение инвестиционных целей.
Еще одна причина, по которой стоит регулярно пересматривать портфель, - это изменение инвестиционных целей. Например, вы решите избрать более рискованные классы активов, так как требуется получение более высокой доходности.
- Определение новых инвестиционных возможностей.
Необходимо также периодически пересматривать портфель, для того чтобы включать в него новые бумаги и секторы, которые, по вашему мнению, могут обгонять рынок в ближайшем будущем, и избавляться от бумаг, перспективы которых уже не так радужны. Это может позволить вам получать более высокий доход на инвестиции.
О приемах, с помощью которых можно привлечь инвесторов, написано немало статей, научных трудов и книг. В большинстве из них специалисты подробно исследуют финансовые показатели работы компании и рассчитывают различные коэффициенты. На основе последних они пытаются вывести магическую формулу, которая сделает компанию желанным объектом для инвестиций. Однако с помощью одной лишь теории этой цели не достигнуть. Полезную информацию нужно суметь правильно применить на практике.
Многочисленные схемы анализа инвестиционной привлекательности компаний сводятся, по сути, к определению всего нескольких показателей:
коэффициентов рентабельности, которые характеризуют эффективность работы фирмы и, косвенно, доходность инвестиций;
показателей финансовой устойчивости, описывающих структуру капитала;
коэффициентов ликвидности, которые показывают, способна ли компания рассчитаться по краткосрочным обязательствам;
структуры дебиторской и кредиторской задолженности;
износа основных средств, производительности труда;
позиции компании на рынке и ее конкурентных преимуществ;
структуры собственников.
На основе вычисленных коэффициентов, данных маркетинговых и статистических исследований аналитики составляют прогноз деятельности фирмы и подсчитывают ее "истинную стоимость". Для анализа часто используют сложные экономико-статистические методы и математическое моделирование. В результате специалисты обычно дают руководству фирмы лишь общие рекомендации. Например, они могут посоветовать повысить рентабельность компании, увеличить долю собственного капитала в валюте баланса, не допускать снижения коэффициентов ликвидности и т. д. Такие рекомендации весьма условны. К тому же их зачастую сложно или невозможно воплотить на практике.
Бессмысленно переносить абстрактную схему, набор формул на конкретную организацию. Так, компании, которые работают в сфере компьютерных технологий, или предприятия с высокой оборачиваемостью активов обычно имеют относительно высокий уровень привлеченного капитала. На этапе быстрого, динамичного роста коэффициенты ликвидности или другие показатели таких фирм могут оказаться хуже среднеотраслевых. Однако это вряд ли повлияет на оценку перспектив компании потенциальными инвесторами. Для последних может оказаться важнее, например, что продукция фирмы имеет прочные конкурентные преимущества, а ее менеджмент - четкую стратегию развития компании.
Чтобы оправдать свою деятельность, а также средства, выделенные на исследование, аналитики обычно разрабатывают три вида прогноза:
пессимистичный;
оптимистичный;
наиболее реалистичный.
Иногда эти сценарии кардинально отличаются друг от друга. Таким образом, любой прогноз с большой степенью вероятности может оказаться ошибочным.
Функции инвестиционного менеджмента:
1) функции общего характера (общеуправленческие):
- разработка инвестиционной стратегии предприятия. В этой связи формируется система целей и целевых показателей инвестиционной деятельности на среднесрочный и долгосрочный периоды, определяются приоритетные задачи, решаемые в ближайшей (краткосрочной) перспективе, разрабатывается план действий предприятия по основным формам инвестирования;
- создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по всем направлениям инвестиционной деятельности предприятия;
- формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов инвестиционных решений;
- планирование инвестиционной деятельности предприятия по основным направлениям;
- анализ различных аспектов инвестиционной деятельности предприятия;
- разработка действенной системы стимулирования реализации управленческих решений в сфере информационной деятельности;