Содержательные теории концентрируют внимание на индивидах, делая основной упор на особенностях людей. Каждая из процессуальных теорий имеет определенную направленность. Теория ожидания акцентирует внимание на индивиде, работе и факторах внешней среды; она признает различия в потребностях, восприятии и убеждениях. Теория справедливости анализирует, главным образом, взаимосвязь между оценками вклада работников и их вознаграждением. Теория постановки целей подчеркивает познавательный процесс и роль сознательного поведения в мотивации.
В второй главе данной курсовой работы речь идет об общих теоретических и прикладных направлениях системы целеполагания и конкретно о подходе к системам, функционирующим по принципу Управления по Целям (МВО). Основываясь на когнитивном подходе, Локк разработал теорию постановки целей Эта теория делает акцент на взаимосвязи между целями и деятельностью. Наилучшие показатели деятельности имеют место в тех случаях, когда работниками принимаются конкретные сложные цели и когда обеспечивается обратная связь о продвижении к этим целям и конечных результатах. Развитием подхода целеполагания является управление по результатам, которое получило развитие в виде подхода целостной системы деятельности и оказывает позитивное, но умеренное воздействие на удовлетворенность работой и ее результаты.
Безусловно, проблематика целеполагания в теории управления имеет немаловажное значение. Цель отражает главный смысл существования организации. Она характеризует состояние, которое ей желательно достичь как в текущей деятельности, так и в перспективе. Цель является стержнем стратегии, она составляет основу стимулирования персонала.
Необходимо обратить внимание на то, что в современных условиях ни одна организация не может преследовать исключительно экономические цели, связанные с зарабатыванием денег. Все более важное значение приобретают социальные цели – сохранение окружающей среды, достижение стабильности коллектива, улучшение положение работников и др.
Ввиду важности процесса целеполагания, формулировка целей, с одной стороны, должна основываться на глубоких исследованиях специалистов, а с другой – отражать мнение работников фирмы. Только в этом случае цели будут ориентиром для их действий.
Каждая из представленных выше теорий может что-то предложить менеджерам, а различные элементы теорий во многих отношениях дополняют друг друга. Вопрос — должен ли менеджер быть психологом — указывает на то, что все рассмотренные теории полезны, если их правильно применять.
Психологи, разработавшие эти теории, являются специалистами в области объяснения потребностей, мотивов и ценностей. Они не были, однако, столь же проницательными при объяснении того, что могут сделать менеджеры с целью мотивации работников. И, несмотря на обилие теорий, исследований и их взаимодополняемость, многие менеджеры по-прежнему предпочитают игнорировать предложенные учеными теории мотивации.
Теоретическое и практическое изучение мотивации позволяет манипулировать наиболее эффективными моделями комплексной мотивации в управлении персоналом, раскрывает пути к самоактуализации и саморазвитию человека.
[1] Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. - М., 2001. -С. 85
[2] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М, 1993.-С.365
1 Маслоу А.Г. Теория Человеческой Мотивации// Психологический обзор. №6, 1994.- С. 81.
1
1 Лютенс Ф. Организационное поведение. - М., 1999. - С. 173
1 Молл. Е.Г. Менеджемент: организационное поведение. - М., 2000,. – С. 39
2 Лютенс Ф. Организационное поведение. - М., Инфра-М, 1999. – С. 175
1 Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Донелли Д. Х. Организации. Поведение. Структура. Процессы.- М., 2000. – С. 139
1 В.П. Кокорев Мотивация в управлении. - Барнаул, 1997. – С.40.
1 Лютенс Ф. Организационное поведение. - М., 1999. – С. 179
1 Гибсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Донелли Д. Х. Организации. Поведение. Структура. Процессы. - М., 2000. - С 175
1 Лютенс Ф. Организационное поведение. - М., 1999. - С. 181
2 Там же.
3 Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. - М., 2001. - С. 100
2 Лютенс Ф. Организационное поведение.- М., 1999. - С. 182
1 Молл. Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. - М., 2000. - С. 44
? Партисипативный менеджмент (от англ. Participate – участвовать) основан на вовлечении работников в принятие управленческих решений.
1 Молл. Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. - М., 2000. - С. 44
1 Молл. Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. - М., 2000. - С. 44
1 Гибсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Донелли Д. Х. Организации. Поведение. Структура. Процессы. - М., 2000. -С. 99-100
1 Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. - М., 2001. - С. 85
1 Лапыгин Ю.Н., Эйдельман Я.Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы. – М., 1996. – С. 36.
1 Лапыгин Ю.Н., Эйдельман Я.Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы. – М., 1996. – С. 64-68.
2 Там же. – С.36-38.
1 Синк Скотт Д. Управление производительностью : планирование, измерение и оценка, контроль и повышение.- М, 1989.- С. 381-385.
1 Лютенс Ф. Организационное поведение. - М., 1999. - С. 214
1 Гибсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Донелли Д. Х. Организации. Поведение. Структура. Процессы. - М., 2000.- С.179
1 Гибсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Донелли Д. Х. Организации. Поведение. Структура. Процессы. - М., 2000. - С. 181
2 Гибсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Донелли Д. Х. Организации. Поведение. Структура. Процессы. - М., 2000. - С. 184
2 Гибсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Донелли Д. Х. Организации. Поведение. Структура. Процессы. - М., 2000. - С. 182
1 Гибсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Донелли Д. Х. Организации. Поведение. Структура. Процессы. - М., 2000. – С 182
1 Березкина Т.Е., Вачугов Д.Д., Веснин В.Р. и др. Основы менеджмента. - М., 2001,. - С. 269
1 Березкина Т.Е., Вачугов Д.Д., Веснин В.Р. и др. Основы менеджмент». - М., 2001. - С. 273
1 Лютенс Ф. Организационное поведение. - М., 1999. - С. 218
1 Березкина Т.Е., Вачугов Д.Д., Веснин В.Р. и др. Основы менеджмента - М., 2001,.-С. 279
1 Гибсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Донелли Д. Х. Организации. Поведение. Структура. Процессы. - М., 2000. - С. 187