Названные типы конкурентного поведения формируются предпринимателями под воздействием избирательных методов конкурентной борьбы. Существуют две основные группы методов конкуренции: ценовые и неценовые.
Ценовая конкуренция представляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, снижения цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества.
Открытая ценовая конкуренция предполагает снижение цен как метод конкурентной борьбы и используется:
1) Аутсайдерами в соперничестве с фирмами – монополиями, когда они не имеют средств неценовой конкуренции;
2) крупными фирмами в ответ на действие конкурентов-аутсайдеров. Возникает война цен. Это характерно для рынков многих новых товаров (например, на рынке запоминающих устройств американские формы снизили цены: «Джейта дженерал» – на 68%, «Перкин Элмер» – на 61%;
3) фирмами монополиями как установление барьера против выхода на рынок новых потенциальных конкурентов, а также с целью вытеснения конкурентов с рынка. Здесь осуществляется временное понижение цен, после которого цены вновь повышаются иногда до уровня выше прежнего;
4) крупными компаниями при выходе на новые для них рынки с целью захвата монопольных позиций, дающих возможность диктовать условия сбыта. Здесь отмечаются внезапные резкие снижения цен, особенно на новые товары (обычно фирмы объявляют о снижении цен на 20, 40 или 60%) с целью расширить долю фирмы на рынке. Методы открытого снижения цен при выходе на новые рынки широко используются фирмами Японии, Южной Кореи, Тайваня, в частности, при экспорте судов, телевизоров, автомобилей в США и страны западной Европы.
Скрытая ценовая конкуренция: 1. Осуществляется представлением скидок с цены и П. лучших условий продажи.
Предоставление скидок с цены предполагает: 1) тайные простые скидки с официально объявленной цены определенным группам покупателей с целью установления длительных устойчивых отношений; 2) открытые скидки с цены на количество, на оптовый характер продаж; 3) тайные скидки за особый характер отношений с партнером (продажа товара служащим фирмы-партнера и т.д.)
П. Удлинение срока гарантийного обслуживания, предоставление денежного кредита на лучших условиях (более низкий уровень процента на большую часть поставки; предоставление более коротких сроков поставки).
Неценовая конкуренция включает:
1) изменение качественных свойств продукции; 2) придание продукции качественно новых свойств; 3) создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей; 4) совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт и др.)
Разрабатывая экономическую политику, фирма ориентируется прежде всего на учет динамики потребительских ожиданий. А уже в рамках этого она определяет пути снижения издержек и уменьшения цены.
Анализ хозяйственных связей фирмы включает: 1) отношение фирмы с поставщиками материально-технических и трудовых ресурсов; 2) с финансовыми организациями; 3) с профсоюзами; 4) с потребителями.
Отношения с финансовыми институтами – кредиторами или инвесторами – это факторы прямого воздействия.
К ним относятся банки, акционеры, частные лица, покупающие ее облигации и др. Каждая фирма тщательно анализирует свое финансовое положение и определяет источники финансирования:
1) распределение капитала в целом на собственный и заемный;
2) потребности в долгосрочных займах и краткосрочных кредитах по видам, странам, условиям получения и погашения;
3) источники получения займов и кредитов;
4) получение доходов от хранения собственных средств в банках.
Косвенные факторы регулирования предпринимательской деятельности (государственное регулирование, предпринимательство, общеэкономические, общеполитические).
В задачи государственного регулирования предпринимательства входят:
1) разработка, принятие законов и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
2) создание условий для свободной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках;
3) обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
4) льготный налоговый режим, обеспечивающий стимулы для открытия новых предприятий или расширения действующих;
5) организация консультативных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы, курсов и школ подготовки предпринимателей;
6) сокращение форм отчетности, облегчение правил регистрации компаний;
7) государственные заказы и организация государственно-частных предприятий, государственно-акционерных.
Под функциями предпринимательства понимается осуществление деятельности по производству и обмену между предпринимателем и другими субъектами (элементами) хозяйственной среды.
К функциям относят:
1) Производственная – превращение сырья и других поставок в такой вид продукции, который пригоден для продажи клиентам предприятия.
1.1. Планирование предпринимательской деятельности или внутрифирменное планирование.
1.2. Организация и функции управления производством.
1.3. Анализ предпринимательской деятельности (анализ итогов, издержек производства, эффективности деятельности, анализ продукта на рынке сбыта, анализ конкурентного успеха).
2) Материально-техническое обеспечение. – Приобретение сырья, машин, оборудования и другие поставки, необходимые для хозяйственной деятельности.
3) Кадровая. Отбор и прием на работу в соответствии с потребностями бизнеса.
4) Ведение финансов и учета.
4.1. Мобилизация капитала за счет средств инвесторов и (или) кредиторов.
4.2. Накопление доходов от продаж.
4.3. Использование доходов от продаж и капитала в рамках и вне бизнеса.
5) Маркетинг.
5.1. Определение нужд потребителей и управление процессом обмена между предприятием и его контрагентами.
5.2. Ценообразование.
5.3. Организация продажи.
6) Научно-исследовательские и проектные работы.
Деятельность по разработке и реализации новых технологических процессов или новой продукции для улучшения предпринимательства.
7) Связи с общественностью (паблик рилейшнз).
Осуществление и управление отношениями между предприятием и общественными структурами или средствами массовой информации.
Модель предпринимательской деятельности может быть представлена в виде простой модели, состоящей из двух блоков:
1. Макросреда – экономические, правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (географические) условия деятельности.
2. Микросреда, включающая институциональную систему (см. рис.1).
Приведенная модель показывает предпринимательство с его пятью основными функциями, четыре из которых (финансы, маркетинг, кадры, МТО) предполагают отношения с внешними блоками. Эти институты составляют непосредственную среду деятельности предприятия или «микросреду».