Рассматривая конфликт способностей, можно понять способы, методы, механизмы предотвращения или разрешения конфликтов. Они кроются в умении понимать. Чтобы понимание организовать, иногда используется посредник — человек с более высоким уровнем развития коммуникативных способностей или специалист: психолог, модератор, владеющий технологиями коммуникации.
В достижении понимания в группе особая роль отводится созданию коммуникативного пространства, особой среды, способствующей эффективной коммуникации. С этой целью устраняются потенциальные барьеры коммуникации. С этой целью устраняются потенциальные барьеры коммуникации (эмоциональные раздражители, недостаточно заинтересованные или недостаточно компетентные люди, отвлекающие присутствующих замедленным пониманием обсуждаемого вопроса).
Именно в группе возникает различение «вертикальных» и «горизонтальных» коммуникаций. Если в группе преобладают потоки информации «сверху вниз», это характеризует стиль отношений лидера с коллективом как авторитарный, подавляющий инициативу, предпочитающий исполнительность. Если в группе сложилась равнозначность информационных потоков «сверху вниз» и «снизу вверх», это означает, что руководитель прислушивается к мнению подчиненных, поощряет инициативу и самостоятельность. Именно такие отношения предполагает демократический стиль общения, в котором преобладают «горизонтальные» коммуникации, способность руководителя встать на один уровень с подчиненными в принятии решений, в разрешении проблем. Такие отношения стимулируют самостоятельность, ответственность за принятое решение, продуктивный труд, избавление от потребительской позиции.
Конфликт между личностью и группойможно охарактеризовать по тем же параметрам организационного поведения. Отметим, что один из субъектов — коллективный, поэтому следует скрупулезно рассмотреть его структуру по компонентам: позиция, потребности, нормы, способности.
Группа может рассматриваться как структурный элемент организации, связанный с другими элементами. Эти связи для нее, будучи внешними, требуют соответствия, непротиворечивости, т.е. определяют требования внешние, объективные. Группа встраивается в общую систему деятельности организации и может рассматриваться как субъект, совершающий действия по технологии организационного поведения, которую можно освоить в режиме организационно-деятельностной игры (в ее основе — технология разрешения проблем).
В рассмотрении конфликта между личностью и группой следует сразу же ввести различение. Если конфликтующая с группой личность — лидер, то механизм разрешения следует искать в «вертикальных» коммуникациях, если рядовой член группы, — в «горизонтальных». В том и другом случае именно коммуникация позволит сократить несоответствие, устранить противоречие, разрешить проблему взаимодействия. Коммуникация может не состояться, если ее не организовать. Функцию организатора берет на себя либо лидер, либо рядовой член группы, умеющий это делать. Именно с этой целью отдельные фирмы имеют должность менеджера-психолога. Благоприятная психологическая атмосфера устраняет барьеры коммуникации и благотворно влияет на любой вид деятельности.