Агропромышленный комплекс (АПК) призван обеспечивать потребительский рынок продовольствием и сырьем для промышленного производства. Как отрасль экономики он включает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку, переработку и хранение.
В последние годы сельскохозяйственное производство было подвергнуто серьезному реформированию. В результате различного рода преобразований аграрных отношений в сельском хозяйстве сложились многоукладность и многообразие форм собственности на землю и средства производства. Законом «О земельной реформе» отменена монополия государства на землю. Сейчас в сельском хозяйстве функционируют государственный, коллективный, кооперативный, акционерный, фермерский и мелкотоварный секторы. Совхозы и колхозы теперь не определяют формы хозяйствования на земле. Были также отменены обязательные поставки сельскохозяйственной продукции и осуществлен переход к закупкам этой продукции для государственных нужд. Определенное развитие получили фермерские хозяйства.
Все эти меры нашли свое концентрированное выражение Указе Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».
В 1997 г. был проведен ряд общегосударственных мер, направленных на определение основных направлений и методов государственного регулирования агропроизводства. Его содержание - экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбо- и морепродукты, а также производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Соответственно но в качестве регуляторов стали» использоваться категории цены налогов, кредитов, бюджета и т.п. Основные направления государственного регулирования нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в АПК».
В организационно-правовом смысле агропромышленный комплекс не представляет собой единого целого. В его составе функционирует большое число различных организационных форм коллективного и индивидуального производительного труда: частично сохранились совхозы и колхозы (многие из них приватизированы); создаются региональные (территориальные) ассоциации колхозов; возникают крестьянские (фермерские) хозяйства, арендные, акционерные и совместные сельскохозяйственные предприятия; имеют место многие варианты коллективного огородничества и садоводства, подсобных сельских хозяйств предприятий; можно обнаружить акционерные общества открытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью и смешанные агротоварищества и т.п. Не все эти формы пока упорядочены должным образом.
Наиболее урегулирована сейчас организация и деятельность сельскохозяйственных кооперативов — организаций, создаваемых сельскохозяйственными производителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Их организационными формами являются производственные или потребительские кооперативы.
Организационно-правовой статус таких кооперативов определяется Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г.
Наиболее полное представление о механизме государственного управления агропромышленным комплексом в современных условиях можно получить на основе анализа административно-правового статуса Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России). Положение о нем утвреждено Правительством РФ 30 мая 1997 г. Его основные функции состоят в доведении государственной политики и осуществлении управления в агропромышленном комплексе, включая мукомольно-крупяную, комбикормовую, хлебопекарную, макаронную промышленность и элеваторы, в продовольственном обеспечении страны, а также в координации деятельности в названных сферах органов власти.
Минсельхозпрод России ответствен за продовольственное обеспечение страны. Соответственно на него возложены: разработка в реализация политики государственного регулирования сельского хозяйства, сферы переработки и производства ресурсов; проведение мер по развитию предпринимательства на основе агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации; проведение аграрных и земельных преобразований; создание организационно-технических и иных условий для функционирования государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов сельского хозяйства; разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в порученных отраслях сельскохозяйственного производства (полеводство, животноводство и т.п.), в пищевой и перерабатывающей промышленности.
Минсельхозпрод России также содействует развитию рыночных отношений, всех форм собственности и хозяйствования; разрабатывает меры по приватизации и демонополизации, по созданию продовольственных оптовых рынков и ярмарок; осуществляет правовое регулирование хозяйственной деятельности в рамках своей сферы деятельности. Оно участвует в разработке и осуществлении ценового регулирования в отраслях сельскохозяйственного производства; оказывает государственную поддержку сельскохозяйственных производителей; осуществляет государстенный контроль за целевым использованием централизованных финансовых, кредитных, валютных и материальных ресурсов. Государственным заказчиком по закупкам и поставкам продукции в продовольственные фонды для федеральных государственных нужд также является Минсельхозпрод России.
В компетенцию Минсельхозпрода России входит размещение государственного заказа на создание и производство сельскохозяйственной техники; организация экономического и научно-технического сотрудничества в области сельского хозяйства и продовольствия с зарубежными странами; выдача разрешений на импорт химических средств защиты растений.
Минсельхозпрод России является специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира (вместе с Госэкологией, службой лесного хозяйства). Оно осуществляет государственное управление охотничьим хозяйством, контролирует его веление, осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдает Удостоверения на право охоты и разрешения (лицензии) на добычу охотничьих животных. Функции регулировния использования животного мира реализуются через Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов и его территориальные органы.
Значительны функции и полномочия Департамента ветеринарии Минсельхозпрода России. В его функции входит организация деятельности ветеринарной службы РФ по предупреждению болезней животных, осуществлению контроля за выпуском полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и по обеспечению защиты населения от болезней, общих для человека и животных. В его систему входят научно-исследовательские ветеринарные институты, ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, зональные управления. Департамент разрабатывает и реализует федеральные целевые программы по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных; охраняет территорию Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; определяет перечень карантинных и особо опасных болезней животных. Начальник Департамента — Главный государственный ветеринарный инспектор России — назначается Правительством РФ.