· Исполнитель работ
· Технологический метод
· Средства контроля результатов
· Сырье и материалы
· Оборудование и инструмент
· Окружающая среда
Исторически первой формой улучшения качества являются статистические методы, в частности метод контрольных карт, который примерно в 1930г. Впервые применил для анализа и управления ходом производственных процессов Вальтер Шухарт. Этот метод позволяет оценить стабильность процессов во времени, возникающие в ходе их осуществления тренды.
Один из самых распространенных методов улучшения качества – цикл Деминга (цикл PDSA – Plan, Do, Study, Act). Он состоит из следующих этапов:
1. Разрабатывается план действий
2. План тестируется на уровне эксперимента
3. Анализируются результаты эксперимента
4. В случае успеха план вводится в действие и составляется новый план.
Существует еще 14 стандартизированных инструментов улучшения качества. Семь из них основаны на статистических методах и называются «семь простых инструментов управления качеством». В их число входит и метод контрольных карт. Другие семь – «семь инструментов менеджмента». Они нацелены на анализ в основном качественной информации, сбор информации для ее обработки такими методами происходит в основном во время мозгового штурма, или посредством опроса групп или команд, вовлеченных в процесс улучшения. Для обработки информации и улучшения качества существуют и другие методы, не вошедшие в эту классификацию. Например, менеджмент процессов, в основе которого лежит составление моделей процессов и их улучшение в соответствии с моделью, или метод Тагучи – проектирование продукта или процесса с целью максимизировать удовлетворенность покупателей и минимизировать затраты.
Наиболее масштабным инструментом улучшения качества, позволяющим охватить деятельность всей организации, является система менеджмента качества. Словарь ИСО 8402-1994 дает следующие определения:
«Менеджмент качества – аспекты общей функции руководства, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляющие их с помощью планирования качества, управления качеством, обеспечения качества и улучшения качества в рамках системы менеджмента качества.
Политика в области качества – основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Система менеджмента качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления административного управления (общего руководства) качеством». (1, с.57)
Управление качеством – это не прихоть организации. Во всем мире действует система стандартизации в области управления качеством. Работы по стандартизации начались в 70-е – 80-е годы. В СССР Госстандарт разрабатывает первые отечественные стандарты на термины и определения в области качества. Появляются рекомендации Госстандарта «Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП). Рекомендации по разработке, внедрению и совершенствованию в объединениях и на предприятиях». Накопленный к 70-80-м годам опыт фирм и компаний по созданию и использованию систем управления качеством кладется в основу международных стандартов ИСО серии 9000. Стандарты разрабатываются международной организацией по стандартизации ИСО (ISO – International Standards Organization). Первая редакция стандартов вышла в 1987 году. Международный стандарт служит руководящим материалом для организаций при осуществлении улучшений. Он представляет собой общее руководство по осуществлению менеджмента качества в организации и определяет, какие процессы должна включать система менеджмента качества.
Госстандарт СССР перевел эти стандарты (ИСО) и ввел в действие соответствующие ГОСТы. Таким образом, стандарты ИСО серии 9000 приходят на смену КСУКП. Стандарты ИСО серии 9000 отличаются тем, что применимы для улучшения деятельности любых предприятий и любых видов продукции, содержат обширный комплекс определений, понятий и рекомендаций по менеджменту и обеспечению качества. Наиболее полной системой качества является система, удовлетворяющая требованиям стандарта ИСО 9001 – она охватывает такие этапы жизненного цикла продукта, как разработка и проектирование, производство, монтаж и обслуживание. Система качества обязательно документируется. Структура документов системы качества:
1. Руководство по качеству
2. Стандарты предприятия (процедуры)
3. Набор рабочих инструкций для исполнителей
Международный стандарт ИСО 9004:2000 представляет собой руководство по системам менеджмента качества, которые представляют собой средства для постоянного улучшения процессов, используемых для достижения удовлетворенности покупателей организации и других заинтересованных сторон. В данном стандарте содержатся следующие 8 принципов менеджмента качества:
1. Организация фокусирует свое внимание на покупателе.
2. Лидерство.
3. Полная вовлеченность работников.
4. Процессный подход.
5. Системный подход к руководству – руководство организацией как системой взаимосвязанных процессов.
6. Постоянное улучшение.
7. Обоснованный подход к принимаемым решениям.
8. Взаимовыгодные связи с поставщиками.
Сегодня в мире существуют официально учрежденные премии в области качества. Премия Правительства России в области качества была учреждена Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 года № 423. Она присуждается ежегодно на конкурсной основе за достижение организацией «значительных результатов в области обеспечения безопасности и качества продукции и услуг, а также за внедрение организацией высокоэффективных методов управления качеством». (7, с.104)
Заключение
На основании данной работы можно сделать вывод о том, что из всех концепций управления качеством наиболее перспективной для использования на современном российском предприятии является концепция TQM. Для ее проведения в жизнь возможно использовать всевозможные методы управления качеством, о которых было упомянуто в реферате. Но для ее успешной работы необходимо делать акцент на тех ее положениях, которые соответствуют российскому менталитету и наиболее актуальны для российской действительности. Так как в России высока ценность семьи, то такой принцип, как работа в команде, будет действовать только при установлении в организации очень высокой степени доверия между сотрудниками. Велика будет роль лидера, который также должен стать членом этой импровизированной «семьи», добиться уважения не только за свои служебные заслуги, но и за моральные качества. Так как внешняя среда русскими воспринимается как среда враждебная, нужно расширять «семейные» границы внутренней среды, включая в свою команду и поставщиков, и покупателей. Вряд ли эффективным будет настойчивое декларирование ценностей корпоративной культуры, так как сложившееся в России недоверие ко всякой власти возвышает неписанные, негласные ценности, поэтому корпоративную культуру надо прививать очень осторожно.
Автор предисловия к русскому изданию книги Э Деминга пишет: »В России невозможно нормально существовать одному, двум, сотне предприятий, фирм, осознавшим и изучившим законы рынка. Видимо, нужен всеобуч». (4, с.3) Такой вывод понятен, так как все предприятия в условиях рынка взаимодействуют между собой, и повышения качества – это в том числе и повышение качества этих взаимодействий, что невозможно в том случае, если эти предприятия находятся на разных уровнях «культуры качества».